Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Казахстанский стандарт мраморной говядины

29 Сентября 2015
11889 просмотров

Соучредитель компании «MB 4» Азамат Шалмагамбетов рассказал palata.kz, как создавалась технология по производству мясных полуфабрикатов из мраморной говядины методом «сухого созревания».

- Сколько времени потребовалось для того, чтобы наладить производство от нулевого уровня до готовой продукции?

- Если взять полный цикл от момента зарождения идеи до продукта, на это ушло три года. Полтора года мы находились в пассивном режиме, когда просто наблюдали, как будет развиваться рынок мраморной говядины. Следующие шесть месяцев ушли на проработку следующих вопросов: изучение рынка, спроса, налаживание связей с поставщиками, изучение сильных и слабых сторон конкурентов. Параллельно велся опыт: в оснащенной оборудованием лаборатории шло созревание мяса эмпирическим путем, производились замеры.  Если что-то не получалось, проводили модернизацию, и все начиналось заново. Стартовали в мае, а первый продукт получили только в октябре.

- Сколько готовой продукции Вы планируете выпускать?

- От экспериментов мы непосредственно перешли к рабочему процессу.  Сегодня  мощности производства позволяют выпускать 8 тонн готовой продукции в месяц. Это, конечно, немного, но, если учитывать, что это сегмент премиум-класса, то для первого шага это вполне неплохо. Мы намерены и дальше развивать  производство, причем в логической последовательности:   от выращивания скота, созревания мяса, до продажи конечному потребителю.

- Вначале Вы открыли экспериментальный цех, который перерос в малое производство, были созданы рабочие места. Как проводился подбор специалистов-технологов?

- С самого начала определили, что люди, которые с нами будут работать, никогда не должны были заниматься мясом. Потому что лучше все-таки научить человека, и этот процесс занял где-то три месяца. Необходимо было объяснить, что, работая с мясом премиум-класса, необходимо знать все о строении мышц, чем они отличаются друг от друга. Также пояснить, чем различаются виды стейков, так как данная отрасль уже давно стандартизирована, есть американский и австралийский стандарт с уклоном на мраморную говядину. Мы приняли за основу австралийский стандарт, с ним нам удобнее работать, он более понятен: геометрия, физико-технические, химические показатели, все ясно и четко прописано - около девяти-десяти параметров, при соблюдении которых возможно вывести качественный продукт.

- Прежде чем начать даже экспериментальное производство стейков, необходимо было решить вопрос закупа сырья. Как это удалось?

- В Казахстан по госпрограмме «Сыбаға» было ввезено много племенного скота. Рано или поздно он дал бы приплод, нужно было только подождать какое-то время. Я отслеживал и мониторил рынки сбыта, объездил практически все мясокомбинаты, которые находятся на севере страны. Встречался с директорами, общался с технологами, с постоянной периодичностью осматривали ту или иную партию племенного поголовья. Теперь скажу с уверенностью, что скота появляется все больше и больше. Исходя из своего практического анализа, стал понимать, что скоро придет то время, когда произойдет насыщение рынка  и  тогда можно будет заняться производством мраморной говядины в полную силу.  Завязались знакомства, к слову, рынок достаточно  узкий, все знакомы друг с другом,  и постепенно начали складываться партнерские отношения, достигались определенные договоренности с фермерами, с сельхозтоваропроизводителями, с мясокомбинатами. Постепенно появилась и сырьевая база. Забегая вперед скажу, что с коллегами формируем и свое хозяйство, но это ближайшие планы на будущее.

- Учитывая национальные особенности питания, это, как правило, традиционные мясные блюда, как казахстанцы воспринимают ваш продукт?

- По-разному воспринимается, так как продукт имеет свою новинку. При всей нашей любви к мясу у нас была совсем иная культура его потребления. Считалось, что парное мясо - это свежее мясо, что и являлось первым критерием, который должен быть. Что касается мраморной говядины, тут другая ситуация - это мясо определенного созревания по «сухой» или «влажной» технологии, тогда и достигаются определенные качественные показатели продукта. Это иной продукт, и люди должны это услышать. Конечно, очень тяжело сломать предубеждения и барьеры, к примеру, кушать мясо с кровью, хотя крови в стейке как таковой нет - это мышечный сок. Но есть гурманы - любители, те, кто учился или работал за рубежом и знаком с культурой потребления мраморного мяса.

- Кто ваши заказчики, партнеры?

- Несколько опытных партий я вывозил в Россию, но логистика очень тяжелая. У нас несколько постоянных клиентов, у которых можно попробовать нашу продукцию. Это рестораны в Алматы, Астане, Актау и Экибастузе, постепенно мы набираем обороты, еженедельно подписывая новые контракты. Если взять по региональной карте, то большее потребление мраморной говядины приходится на Актау, где базируется много иностранцев, которые знакомы с культурой поедания мраморной говядины «сухого созревания». У меня есть страница в Инстаграм, где я активно рекламирую свой продукт и постоянно получаю отзывы и отклики.

- Вы сказали, что на сегодня нет законодательной базы, опираясь на которую можно полноценно вести данный вид бизнеса, наращивать объемы производства?

- В течение полугода мы создавали технологию научным путем. Если говорить о цепочке всего цикла, то, в первую очередь , это вопросы селекции и генетики. В Австралии, например, есть служба инспекторов при министерстве сельского хозяйства, которые владеют информацией о количестве скота, об условиях его откорма, о забойном возрасте. Ставя свой штамп, он подтверждает, что мясо соответствует определенной категории, исходя из этого, определяется и его стоимость. Только при таких условиях труд людей, которые занимаются выращиванием скота, будет оценен и востребован. На сегодняшний день у нас весь этот процесс происходит хаотично: хоть вы выращиваете буренку в своем подсобном подворье, хоть породистого бычка на откормочной площадке - их стоимость на рынке будет одинаковой. Перекупщику абсолютно неважно, покупает ли он 180 килограммов простого скота или 400 килограммов породистого.

Следующий момент - если бы в министерстве сельского хозяйства были агроинспекторы, которые проводили бы классификацию скота и выходной продукции, то это бы отразилось и на производителях. Была бы заинтересованность в производстве более качественного продукта. Мы,  переработчики, знали бы, каким компаниям можно доверять и вплотную с ними работать. Появилась бы возможность отслеживать общее поголовье скота, соответственно, можно было бы уже с большими объемами выходить на экспортные рынки. Любой зарубежный импортер или ресторатор точно бы знал, что в Казахстане имеет место быть нормированная экспертная база, что мясо, произведенное у нас, можно смело закупать большими партиями. Это, в первую очередь,  дало бы толчок для развития отечественной отрасли, в том числе и экспортного потенциала.

- Выращивание стейков «сухого созревания» -  это дорогое удовольствие…

- Сейчас наше предприятие вышло на точку окупаемости, но о заработках пока речи нет, но дело это интересное. Вопрос дороговизны или дешевизны - риторический в данном случае. Суммы вложения на самом деле были не такими большими, как, если бы мы зашли с вопроса самостоятельного выращивания скота, то затраты были более значительными. Риски тоже имели место, в течение полугода, пока продукт не получился.  Сейчас мы стандартизировали продукт и технологию, а теперь уже патентуем как изобретение. Резюмируя, хочу сказать, что любой продукт или услуга, как и человеческие взаимоотношения, должны пройти какое-то испытание временем для проверки на прочность, просто не надо бояться.

Во время общения со многими поварами, рестораторами слышал единое мнение, что у нас очень вкусное мясо. Казахстан обладает огромными природными ресурсами - это открытые пастбища, богатый опыт и потенциал ведения сельского хозяйств, генетическая память, ведь мы кочевники и испокон веков занимались скотоводством. Сейчас только необходимо систематизировать  с научным подходом.

Ощущение, что ты создал продукт и попал в яблочко - это эмоциональное удовольствие! Ведь человека на уровне обоняния и осязания обмануть невозможно.

Если кто-то изъявит желание попробовать наши стейки, вы можете приобрести у нас в розницу. Мы даже прописали небольшую памятку, как приготовить наши стейки в простых домашних условиях, чтобы домохозяйки, как и занятые люди, на приготовление этого прекрасного блюда тратили не более 10 минут. Могу с уверенностью сказать, что мы с коллегами создали наш казахстанский бренд!


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Похожие новости:

Дочерние организации

Партнеры