Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

«Атамекен» направил второй блок предложений по проблеме COVID в Правительство

07 Июля 2020
4241 просмотров

Дефицит лекарственных средств связан не только с паникой и ажиотажем населения в аптеках. Острая нехватка наблюдается и в стационарах, где закуп лекарств осуществляется государством, особенно в регионах.

Основные причины недостатка лекарственных средств (ЛС):

- отсутствие вовремя проведенных расчетов и прогнозов в потребности ЛС – в рознице и стационарах;

- излишне забюрократизированные процедуры регистрации;

- затянутые и не соответствующие реалиям процедуры закупа и пр.

Статистика заболеваний COVID-19 и пневмонией ведется исходя из обращений в медицинские организации. Однако, значительное число граждан лечится дома и не попадает в статистику, поскольку медицинская помощь, по объективным причинам, ограничена.  

Предложения:

1. Сформировать понятный ориентир по закупу (производству) ЛС для производителей, поставщиков и госорганов.

Для этого необходимо привлечь к расчетам опытных специалистов и провести нормирование и расчеты потребности в ЛС, масках, защитных костюмах и прочих медицинских изделиях (далее – МИ)  и т.д. для медицинских организаций, населения и бизнеса. Делать это на регулярной основе.

2. Перенять опыт других стран:

- по опыту Кыргызстан экстренно организовать в больших городах и областных центрах централизованные дневные стационары, куда пациенты со средней тяжестью течения COVID-19 и пневмонией смогут приходить для консультаций и получения уколов и капельниц. Вести оперативное наблюдение за пациентами. Лиц с ухудшением динамики заболевания - отправлять в стационары;

- по опыту Южной Кореи и РФ наладить выдачу ЛС лицам с хроническими заболеваниями на полгода вперед, чтобы не подвергать их риску заражения в поликлиниках; отработать доставку необходимых препаратов больным с пневмониями и COVID -19 на дом;

3. Наладить выдачу бесплатных масок населению из незащищенных слоев и субсидировать бизнес для покупки СИЗов, поскольку повышенные санитарные нормы с нами надолго, а затраты на СИЗы высокие.

4. Решить вопрос отпуска рецептурных препаратов для граждан, в случае, если врач их консультировал онлайн. Также разрешить (до нормализации ситуации с процессами) отпуск необходимых по протоколу лечения антибиотиков без рецепта по 1 упаковке в 1 руки.

5. Дать возможность частным аптекам участвовать в государственном заказе, осуществлять онлайн доставку (не только лицам с симптомами COVID и пневмониями, но и хроникам);

6. В целях сокращения сроков поставки лекарств со складов в Алматы и Нур-Султан задействовать возможности регулярных рейсов Air Astana.

Также не стоит забывать, что пандемия имеет мировой масштаб, что создает глобальный спрос в мире на схожую линейку лекарств. Растут цены на сырье и логистику, возникают очереди из дистрибьюторов.

Единый дистрибьютор СК-Фармация, осуществляющий закуп ЛС для государственных нужд, не учитывает эти факторы (корректировка курса, увеличение стоимости импортируемого сырья и оборудования). Закупочные цены не меняются из года в год или корректируются в сторону уменьшения. Отечественные производители и большинство дистрибьюторов лекарств и медизделий, заключившие договора с СК-Фармацией, свидетельствуют о стагнации и убыточности поставок. Нерентабельность ценообразования для производителей делает Казахстан зависимыми от импортных поставщиков.

7. Считаем важным экстренно отрегулировать этот механизм, но так, чтобы не пострадало население. Регулирование цен должно быть разумным. Линейка необходимых лекарств не должна «вымываться» с рынка. Ключевые медикаменты для лечения COVID и пневмонии должны быть бесплатными для населения.  Вне зависимости, лечится ли человек в больнице или на дому.

Затянутые и непрозрачные механизмы регистрации привели к системному сбою поставки ЛС в аптеки и стационары. Чтобы зайти на рынок Казахстана, несмотря на форс-мажорные обстоятельства, все еще требуется собрать огромное количество живых подписей, документов и бюрократической волокиты. Длятся эти процедуры по нескольку месяцев.

Справочно: волевым решением Государственной комиссии от 2 июля т.г. процедура несколько откорректирована, но полностью вопрос не решился.

8. Для насыщения рынка предлагаем:

- утвердить оптимальный перечень ЛС, медизделий для разового ввоза.

- максимально оптимизировать документы для разового ввоза – исключить требование согласия управлений здравоохранения (до 15 дней) и «живых» печатей и подписей на документах; разрешить реализацию на фармацевтическом рынке для данной категории зарегистрированных лекарств и медизделий не в утвержденной МЗ РК казахстанской упаковке, а в упаковке для поставки в другие страны;

- максимально оптимизировать процедуры регистрации ЛС и медицинских изделий, чтобы они не занимали больше 3-5 дней;

- отменить таможенную пошлину на ЛС, МИ и МТ;

- решить вопрос предоплаты производителям дистрибьюторам по всей необходимой линейке ЛС и МИ

Начата проработка вышеуказанных мер с Минздравом.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры