astana-view

Реестр проблем

№118

Касательно временного хранения отходов.

Ранее №646. Касательно временного хранения отходов. Введение в Экологический кодекс понятия «временное хранение отходов», которое включает в себя складирование отходов, не относящееся к размещению отходов, в местах и на сроки, определенные проектной документацией, но не более 12 месяцев, для их последующей переработки, утилизации или удаления, а также для их передачи лицам, осуществляющим вышеуказанные операции, и не является размещением отходов. Данная норма направлена на стимулирование переработки и утилизации отходов, развитие утилизационного бизнеса в Казахстане, а также на минимизацию рисков необоснованного привлечения природопользователей к ответственности за самовольное размещение отходов (Справочно: в рамках проверок за 2013-2014 гг. ДГД по Кызылординской области за «временное хранение отходов» взыскал с природопользователей штрафы на общую сумму – 27,7 млрд. тенге). Вместе с тем данное предложение частично отражено в рамках Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам перехода Республики Казахстан к «зеленой экономике» от 28 апреля 2016 года № 506-V ЗРК. Согласно действующей редакции временное хранение отходов распространяется только на передаваемые отходы и ограничено шести месячным сроком. Однако согласно ст. 288-1 ЭК РК физические и юридические лица, имеющие объекты I и II категории, разрабатывают программу управления отходами. В программе управления отходами предусматриваются меры с указанием объемов и сроков их выполнения по обеспечению постепенного сокращения объемов отходов путем: 1. совершенствования производственных процессов, в том числе за счет внедрения малоотходных технологий; 2. повторного использования отходов либо их передачи физическим и юридическим лицам, заинтересованным в их использовании; 3. переработки отходов с использованием наилучших доступных технологий. Таким образом, у компаний, образующих отходы, есть право на самостоятельную утилизацию или переработку своих отходов. Вместе с тем распространение понятия «временного хранения отходов» только на передаваемые отходы создает барьеры для самостоятельной переработки и утилизации, т.к. в таком случае накапливаемые предприятием отходы для переработки подпадают под понятие «размещение отходов». В свою очередь размещение отходов относится к эмиссиям, за которые природопользователь обязан уплачивать платежи в бюджет. При этом время на накопление объема отходов, представляющего рентабельность, крайне необходимо. Ниже представлены объемы образования некоторых видов отходов в год, характерные в среднем для промышленных предприятий: 1. отработанное масло – 3-5 тонн; 2. отработанные шины – 10-12 тонн; 3. промасленная ветошь – 5-15 тонн; 4. макулатура – 10-20 тонн; 5. металлолом – 10 – 25 тонн. Кроме того НПП РК акцентирует внимание на том, что для перерабатывающих предприятий данная проблема также актуальна. Учитывая экономическую эффективность транспортировки отходов, как правило, на переработку поступают сразу большие объемы отходов. В то же время средняя мощность перерабатывающих установок в Казахстане составляет от 500 кг/час. При этом, следует учитывать, что установка не может работать без остановки и профилактического ремонта. Таким образом, если учесть, что перерабатывающим предприятиям поступают отходы от разных природопользователей и в большом объеме, переработка этих отходов может занимать определённое время, ввиду чего понятие «временного хранения отходов» также целесообразно распространить на перерабатывающие предприятия.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ДЕПАРТАМЕНТ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ И ЭКОЛОГИИ

Предложение по решению проблемы:

Внести изменения в п.30-1 ст.1 ЭК РК в части определения понятия временного хранения отходов и в п.3-1 ст.288 ЭК РК в части расширения круга лиц, на которых распространяется временное хранение отходов, а также увеличения срока.

Пути решения:

1. Направить предложения в МЭ РК 2. В случае необходимости провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.

Дата включения в реестр:

2016-11-11 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-12-18 00:00:00

Ход исполнения:
02.08.2019; В настоящее время данный вопрос прорабатывается в рамках разработки новой редакции Экологического кодекса РК. Ведется работа по обсуждению данного вопроса с заинтересованными лицами в рамках новой редакции Экологического кодекса РК.
12.12.2016; --------------
12.12.2016; Вопрос включен в проект Закона РК "О внесении изм.и доп.в некоторые законодательные акты по вопросам устранения административных барьеров", который на данный момент обсуждается гос.органами
13.02.2018; В МЭ РК направлено письмо с расчетами условных потерь в случае внедрения нормы ВХО на собственную переработку для вынесения на РБК
13.09.2018; вопрос в части расширения круга лиц, на которых распространяется временное хранение отходов, а также увеличение срока временного хранения будет рассматриваться в рамках нового Экологического кодекса.
23.06.2017; Вопрос был включен в проект Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам устранения административных барьеров", в рамках которого КГД МФ РК и МНЭ РК выступили против внесения изменений в части расширения круга лиц, на которых распространяется понятие "временное хранение отходов". В этой связи Департаментом экологии повторно включено данное предложение в рамках проекта Концепции ЗРК по парниковым газам и озоноразрушающим веществам
24.10.2017; На данный момент предложения по расширению нормы "временного хранения отходов" внесены в Концепцию ЗРК по вопросам регулирования парниковых газов и озоноразрушающих веществ, которая была вынесена на МВК и одобрена 18.08.2017 г. На данный момент формируется РГ по данному законопроекту. Кроме того, данная норма была также включена в проект ЗРК по улучшению предпринимательской деятельности.
25.12.2019; Во исполнение пункта 17 Общенационального плана мероприятий (ОНП), утвержденного Указом Президента Республики Казахстан №633 от 9 февраля 2018 года, ведется работа по реформированию экологического законодательства Республики Казахстан. В рамках которого осуществляется разработка проекта Экологического кодекса РК в новой редакции, а также сопутствующего проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам экологии», которые в настоящее время находятся на согласовании в Правительстве РК перед направлением его в установленном порядке на рассмотрение депутатам Парламента РК. В новой редакции Экологического кодекса предусматривается возможность накопления отходов (ст. 345 проекта ЭК) Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов в специально установленных местах, осуществляемое в процессе образования отходов или дальнейшего управления ими до момента их окончательного восстановления или удаления. Места накопления отходов предназначены для: 1) временного складирования отходов на месте образования на срок не более шести месяцев до даты их сбора (передачи специализированным организациям) или самостоятельного вывоза на объект, где данные отходы будут подвергнуты операциям по восстановлению или удалению; 2) временного складирования неопасных отходов в процессе их сбора (в контейнерах, на перевалочных и сортировочных станциях) на срок не более трех месяцев до даты их вывоза на объект, где данные отходы будут подвергнуты операциям по восстановлению или удалению; и 3) временного складирования отходов на объекте, где отходы будут подвергнуты операциям по удалению или восстановлению, на срок не более шести месяцев до направления их на восстановление или удаление. В связи с тем, что необходимая норма касательно возможности временного хранения отходов (накопления отходов) в течении 6 месяцев переработчиками отходов на своих площадках отражена в проекте новой редакции Экологического кодекса, Департамент базовых отраслей и экологии считает вопрос решенным и просит снять данную проблему из реестра.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Башеева Айжан Амантаевна

Директор

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОЛОГИИ

Руководитель подразделения:

Темирханов Талгат Кенесович

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ И ЭКОЛОГИИ

Дочерние организации

Партнеры