astana-view

Реестр проблем

№1213

Общественные слушания в сфере экологии

Поступило обращение ТОО «Elean.kz» по вопросам в сфере экологического законодательства. Согласно Экологическому Кодексу РК 2007 года, для предприятий – природопользователей, которые планировали новую деятельность, в обязательном порядке разрабатывался экологический проект Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и проводились общественные слушания с привлечением граждан, на которых могла повлиять намечаемая деятельность. Все заинтересованные стороны информировались предприятиями – природопользователями путем объявлений в областных газетах. Срок подачи объявления – за 20 рабочих дней до проведения общественных слушаний, чтобы все заинтересованные стороны могли ознакомиться с документацией. После проведения общественных слушаний протоколы прикладывались к проектной документации. Далее документы поступали на государственную экологическую экспертизу. В случае наличия замечаний к проекту ОВОС и проведения повторной экологической экспертизы, необходимость проведения повторных слушание отсутствовала. Затем, когда предприятие являлось уже действующим, при разработке проектов нормативов Предельно Допустимых Выбросов (ПДВ) или других экологических проектов нормативов эмиссий, при отсутствии кардинальных изменений в деятельности или технологии предприятия, реконструкции и т.п., общественные слушания не проводились. В случае кардинальных изменений в деятельности или технологии предприятия, реконструкции и т.п., разрабатывался проект ОВОС и к нему проводились общественные слушания (п.9 главы 2 Приложения 5 к Стандарту государственных услуг в области охраны окружающей среды, утв. Приказом Министра энергетики РК 23.04.2015г. № 301). В настоящее время, после введения в действие нового Экологического Кодекса, вступили в действие новые требования проведения общественных слушаний по проектам нормативов эмиссий для всех категорий природопользователей. Согласно ст. 96 ЭК РК, проведение общественных слушаний 1. Проведение общественных слушаний в процессе осуществления государственной экологической экспертизы является обязательным. То есть, проведение общественных слушаний является обязательным не только при разработке проектов ОВОС, но и при разработке любых проектов нормативов эмиссий, вне зависимости от того были изменения в деятельности или нет. Каждое предприятие обязано провести общественные слушания ко всем материалам, подаваемым на экспертизу. Поскольку слушания проводятся «в процессе экспертизы», данное влечет за собой невозможность прикрепления к материалам ОВОС результатов слушаний. Догрузка документов в этом случае возможна только в процессе ответов на замечания по проекту, что автоматически не дает возможности рассмотрения проекта БЕЗ ЗАМЕЧАНИЙ, а значит увеличивает срок рассмотрения проектов. Кроме того, учитывая нестабильность работы портала и неоднократные технические сбои в процессе загрузки ответов на замечания зачастую подгрузить ответы невозможно, что приводит к получению отрицательного заключения и необходимости ПОВТОРНОЙ подачи материалов на экспертизу, а значит и повторному проведению слушаний, которые должны проходить «в процессе экспертизы» ... таким образом все вышеуказанные действия затягивают процедуру рассмотрения проектов. Кроме того, в случае наличия замечаний к проекту ОВОС и проведения повторной экологической экспертизы, должны проводиться новые общественные слушания. Срок проведения общественных слушаний должен вначале согласовываться с Управлением природоохранных ресурсов (подразделение акимата) и только затем подается объявление о проведении общественных слушаний. Объявление подается не только в газету как ранее, но и на один из теле- или радиоканалов. Если природопользователь не успел подать объявление за месяц до согласованного акиматом срока, то процедура согласования дат общественных слушаний повторяется заново. В результате при каждой новой экологической экспертизе срок увеличивается как минимум, на месяц. Помимо этого, так как резко увеличилось количество общественных слушаний, а в день физически невозможно проводить более 3 слушаний (срок подключения к слушаниям законодательно определен не менее, чем за час до начала слушаний), согласованные сроки проведения для природопользователей начинают увеличиваться. Например, если в начале года слушания можно было согласовать за месяц, то сейчас более полутора месяцев. И со временем ситуация продолжит ухудшаться – тенденция очевидна. Необходимо отметить, в случае если в этот период закончится действие разрешения на эмиссии в окружающую среду, природопользователь будет вынужден платить штрафы за ущерб, нанесенный окружающей среде за работу без разрешения. Согласно п.4. ст.328 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»: 4. Осуществление антропогенного воздействия на окружающую среду без экологического разрешения, когда его получение являлось обязательным для вновь введенного в эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, либо без обязательной декларации о воздействии на окружающую среду - влечет штраф на физических лиц в размере двухсот, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере семисот месячных расчетных показателей, на субъектов среднего и крупного предпринимательства - в размере двухсот процентов от суммы экономической выгоды, полученной в результате нарушения, с запрещением деятельности на срок до трех лет. № пп Предыдущие процедуры Текущее процедуры 1. Общественные слушания только на ОВОС (проект оценки воздействия на окружающую среду) 1.Общественные слушания на ОВОС и любые проекты нормативов эмиссий (выбросы, сбросы, отходы) 2. В случае повторной экспертизы прикладывался уже имеющийся протокол общественных слушаний. 2. При каждой экологической экспертизе проводятся новые общественные слушания. 3. Объявление в газете за 20 рабочих дней до проведения слушаний. Стоимость объявления до 10 тыс.тенге. 3. Объявление в газете + телевизионное или радиовещание. Стоимость объявления свыше 30 тыс.тенге. 4. Слушания проводились через 20 рабочих дней после подачи объявления в газете. 4. Слушания согласуются и срок проведения все увеличивается из-за ограниченного количества слушаний в день, в итоге слушания проводятся через минимум 42 календарных дня, после подачи объявления. 5. Регистрация до начала проведения слушаний не ограничивалась во времени. Достаточно 10 минут. 5. Регистрация не менее, чем за час до начала слушаний. 6.Сроки подготовки и проведения экспертизы проектов увеличиваются из-за сроков общественных слушаний. 7.Догрузка документов в этом случае возможна только в процессе ответов на замечания по проекту, что автоматически не дает возможности рассмотрения проекта БЕЗ ЗАМЕЧАНИЙ.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

СКО РПП

Предложение по решению проблемы:

Внесение изменений в действующее законодательство по экологии: 1). В ЭК РК и Правилах проведения общественных слушаний, исключить требование о размещении объявления о проведении общественных слушаний на теле- или радиоканале. 2). В ЭК РК и Правила проведения общественных слушаний – определить пресекательную дату проведения слушаний: Дата проведения общественных слушаний посредством открытых собраний назначается не ранее двадцати рабочих дней и не позднее двадцати одного рабочего дня с даты размещения объявления о проведении общественных слушаний в средствах массовой информации. 3). Пункт 1. статьи 96. ЭК РК изложить в следующей редакции: Предоставление Протокола общественных слушаний к проекту для осуществления государственной экологической экспертизы является обязательным При этом, не требуется проведения общественных слушаний, при наличии ранее имеющегося разрешения на воздействие и при отсутствии существенных изменений в технологических процессах основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ и стационарных источников, отходов (образовываемых, накапливаемых и передаваемых специализированным организациям по управлению отходами), качественных и количественных характеристик сбросов загрязняющих веществ. Критерием существенного изменения служит изменение фактического объема негативного воздействия на окружающую среду более чем на десять процентов относительно рассмотренного на общественных слушаниях проекта. Кроме того, необходимо урегулирование проблемной ситуации, из-за которой в результате нестабильности работы экопортала/технических сбоев в процессе загрузки ответов на замечания, что приводит к получению отрицательного заключения, возникает необходимость ПОВТОРНОЙ подачи материалов на экспертизу, а соответственно требование о ПОВТОРНОМ проведении слушаний. В этой связи, инициировать предложения Министерству экологии РК, совместно с подведомственной организацией, осуществляющей ведение портала о необходимости перенастройки работы портала, с отменой требования о повторном проведении слушаний в подобных ситуациях и введением дополнительного функционала позволяющего прикрепить сведения по ранее проведенным слушаниям. Также инициировать предложения, в случае наличия технических сбоев в работе экопортала, введения альтернативного канала предоставления данных в виде электронной почты, адрес которой должен быть указан на сайте экопортала.

Пути решения:

Внесение изменений в действующее законодательство по экологии: 1). В ЭК РК и Правилах проведения общественных слушаний, исключить требование о размещении объявления о проведении общественных слушаний на теле- или радиоканале. 2). В ЭК РК и Правила проведения общественных слушаний – определить пресекательную дату проведения слушаний: Дата проведения общественных слушаний посредством открытых собраний назначается не ранее двадцати рабочих дней и не позднее двадцати одного рабочего дня с даты размещения объявления о проведении общественных слушаний в средствах массовой информации. 3). Пункт 1. статьи 96. ЭК РК изложить в следующей редакции: Предоставление Протокола общественных слушаний к проекту для осуществления государственной экологической экспертизы является обязательным При этом, не требуется проведения общественных слушаний, при наличии ранее имеющегося разрешения на воздействие и при отсутствии существенных изменений в технологических процессах основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ и стационарных источников, отходов (образовываемых, накапливаемых и передаваемых специализированным организациям по управлению отходами), качественных и количественных характеристик сбросов загрязняющих веществ. Критерием существенного изменения служит изменение фактического объема негативного воздействия на окружающую среду более чем на десять процентов относительно рассмотренного на общественных слушаниях проекта. Кроме того, необходимо урегулирование проблемной ситуации, из-за которой в результате нестабильности работы экопортала/технических сбоев в процессе загрузки ответов на замечания, что приводит к получению отрицательного заключения, возникает необходимость ПОВТОРНОЙ подачи материалов на экспертизу, а соответственно требование о ПОВТОРНОМ проведении слушаний. В этой связи, инициировать предложения Министерству экологии РК, совместно с подведомственной организацией, осуществляющей ведение портала о необходимости перенастройки работы портала, с отменой требования о повторном проведении слушаний в подобных ситуациях и введением дополнительного функционала позволяющего прикрепить сведения по ранее проведенным слушаниям. Также инициировать предложения, в случае наличия технических сбоев в работе экопортала, введения альтернативного канала предоставления данных в виде электронной почты, адрес которой должен быть указан на сайте экопортала.

Дата включения в реестр:

2022-04-19 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2022-10-01 00:00:00

Ход исполнения:
02.10.2023; По итогам обсуждений предложений бизнеса по улучшению процедуры проведения общественных слушаний на площадке НПП с МЭПР, Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам Семипалатинской зоны ядерной безопасности, экологии и электроэнергетики» от 5 июля 2023 года № 17-VIII ЗРК были внесены изменения в Экологический кодекс в части оптимизации процедур получения разрешительной документации, в т.ч. сокращения сроков скрининга, ОВОС и выдачи заключений об определении сферы охвата, предоставления возможности проведения ОС как в процессе проведения ОВОС и ГЭЭ, так и до ее начала (что значительно уменьшит нагрузку на бизнес и количество отрицательных заключений, выдаваемых ГО по причине нарушения сроков проведения ОС), а также исключена повторная необходимость проведения ОС в случае если в проектную документацию не вносились существенные изменения. В части сбоев работы экопортала вопросы были рассмотрены на заседании МВК по вопросам оказания государственных услуг при МЦРИАП совместно с МЭПР и АО «НИТ». В соответствии с Протоколом заседания МВК от 4 мая 2023 года № 3 проведена оптимизация госуслуг и устранены проблемные вопросы работы портала.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Қарымсақ Адина Қайратқызы

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ И ЭКОЛОГИИ

Руководитель подразделения:

Сейтжанов Демеу Нурсултанович

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА И ЭКОЛОГИИ

Скачать

Дочерние организации

Партнеры