astana-view

Реестр проблем

№125

Ограничения доступа Казахстанской алкогольной продукции на территории стран Союза.

Ранее №653. Ограничения доступа Казахстанской алкогольной продукции на территории стран Союза. При экспорте на территории стран ЕАЭС казахстанской алкогольной продукции компании сталкиваются со следующими проблемными моментами. В Российской Федерации основными барьерами являются следующие: - РосАлкоРегулирование - орган, контролирующий алкогольную отрасль РФ и выдающий соответствующие разрешительные документы для импорта алкогольной продукции из стран Союза. При этом, указанный орган не разрешает, как российским компаниям, так и казахстанским компаниям осуществлять импорт Казахстанской алкогольной продукции на территорию РФ; - обеспечительный платеж, в 3 раза превышающий размер акциза; - лицензирование перевозок алкогольной продукции; - оснащение транспортных средств, перевозящих алкоголь, специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, - сложная процедура начала оборота импортной алкогольной продукции. В Республике Беларусь основными барьерами являются: - государственная монополия на производство этилового спирта и крепкого алкоголя; - институт «специмпортеров» в отношении импорта алкоголя; - обязательность сопровождения (конвоя) транспортных средств, перевозящих алкоголь.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Предложение по решению проблемы:

Гармонизация ставок акцизов в проекте Соглашения о принципах ведения налоговой политики. НПП РК «Атамекен» с учетом позиций бизнеса (письмо в МНЭ РК от 19 сентября т.г. №9601) предложено в проекте Соглашения о принципах ведения налоговой политики установить единый для всех стран-членов Союза целевой уровень Общей индикативной ставки на 2022 год без распределения по годам с допустимым отклонением в большую сторону до 10% и в меньшую сторону до 15%. При этом каждое государство-член Союза будет вправе самостоятельно гармонизировать ставки акциза к 2022 году. То есть, данный подход позволит обеспечить право государств-членов самостоятельно определять темпы роста ставок акцизов. С учетом вышеизложенного, НПП РК «Атамекен» предлагает установить общую индикативную ставку акциза к 2022 году для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% за 1 литр безводного (100 – процентного) ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, содержащегося в готовой продукции в размере 9,0 евро.

Пути решения:

1) Направление предложений НПП в МФ РК; 2) Участие в заседаниях Рабочей группы; 3) Принятие Соглашения с учетом предложений НПП; 4) В случае необходимости провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства; 5) В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.

Дата включения в реестр:

2016-11-11 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-07-17 00:00:00

Ход исполнения:
01.08.2017; По итогам направленных писем в адрес МНЭ РК и ЕЭК, вопрос, касательно не принятия Соглашения по гармонизации акцизных ставок государств-членов Союза выносится на рассмотрение заседании Коллегии Комиссии.
05.08.2019; 25 января 2019 года на площадке НПП РК «Атамекен» состоялось первое заседание Согласительной комиссии (далее – СК). В ходе заседания СК рассмотрены проблемные вопросы, инициированные представителями отечественного бизнеса, в том числе и вопрос о возникновении обязанности по уплате косвенных налогов (НДС) у казахстанских экспортеров при осуществлении сделок между налогоплательщиками государств-участников ЕАЭС. 20 марта 2019 года на площадке Комиссии состоялось совещание, по итогам принято решение включить данный вопрос в план мероприятий («дорожную карту») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза на 2018 - 2019 годы было включено ограничение «Сложность для субъектов предпринимательской деятельности исполнения требований, предусмотренных механизмом контроля за уплатой косвенных налогов при экспорте и импорте товаров в рамках взаимной торговли». Комиссией данный вопрос включен в дорожную карту раздел 2 «Налоги и налогообложение» внесение изменений в Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнения работ, оказания услуг, предусматривающих возможность уплаты НДС по облагаемым в стране назначения товарам, импортированным лицом, не имеющим права на льготы (освобождение) по НДС. По информации ОЮЛ Казахстанской ассоциации производителей цемента и бетона на сегодняшний день данная проблематика существует. Для решения данного вопроса предлагается внести изменения в Договор о ЕАЭС (Приложение №18).
06.08.2018; В рамках подготовки к очередному Совету Комиссии (15.09.2017 г.) 14 сентября 2017 года проведено согласительное совещание с государствами-членами и Евразийской экономической комиссией по вопросу принятия проектов Соглашений, где российская сторона выразила позицию об отсутствии возможности гармонизации акцизных ставок на алкогольную и табачную продукцию. Причиной стало, несогласие российской стороны принятия индикативной ставки с переходным периодом, а также применение валюты в проектах Соглашений "евро". В этой связи, вопрос гармонизации в сфере акциза в рамках ЕАЭС был приостановлен. Так, по итогам проведенных консультаций в начале 2018 года, российская сторона отказывается принимать согласованные проекты Соглашений по гармонизации акцизных ставок и по регулированию алкогольного рынка. Учитывая неопределенность во времени по урегулированию данных вопросов, а также учитывая прошедшие сроки со дня последних встреч, предлагается исключить данный вопрос с Реестра проблем, поскольку Департамент экономической интеграции НППРК Атамекен на постоянной основе проводит мониторинг в данном направлении.
07.11.2019; Палатой дополнительно к ранее направленной позиции проведена следующая работа: 1. В уполномоченный орган представлен анализ подтверждающий снижение производства алкогольной продукции в РК, отсутствие экспорта отечественной алкогольной продукции, увеличение импорта алкогольной продукции в РК. 2. На основании аргументированных доводов представленной Палатой выработана позиция РК с учетом сложившихся ситуации по ограничению доступа на алкогольный рынок государств-членов ЕАЭС о целесообразности принятия Соглашения о регулировании алкогольного рынка ЕАЭС вместе с Соглашением о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную и алкогольную продукцию. Данный вопрос и позиция РК обсуждалась в ходе заседания ЕМПС 25 октября 2019 года, по итогам которого в связи с несогласием белорусской стороны по устранению ограничений доступа на рынок РБ консенсус не достигнут.
12.12.2016; --------------
24.05.2018; в рамках подготовки к очередному Совету комиссии (15.09.2017 г.) 14 сентября 2017 года проведено согласительное совещание с государствами-членами и ЕЭК касательно дальнейшего принятия проектов Соглашений, где российская сторона прокомментировала отсутствие возможности гармонизации в данной сфере с выработанными проектами Соглашений. В этой связи, вопрос гармонизации в сфере акциза в рамках ЕАЭС был приостановлен на неопределенное время. Кроме того, в рамках Круглого стола "Встреча с Членом Коллегии (министр) Комиссии Жаксылыковым .М.", прошедшего 214 мая 2018 года, ЕЭК также подтвердил отсутствие возможности интеграции в ближайшее время.
26.07.2018; В рамках подготовки к очередному Совету Комиссии (15.09.2017 г.) 14 сентября 2017 года проведено согласительное совещание с государствами-членами и Евразийской экономической комиссией по вопросу принятия проектов Соглашений, где российская сторона выразила позицию об отсутствии возможности гармонизации акцизных ставок на алкогольную и табачную продукцию. Причиной стало, несогласие российской стороны принятия индикативной ставки с переходным периодом, а также применение валюты в проектах Соглашений "евро". В этой связи, вопрос гармонизации в сфере акциза в рамках ЕАЭС был приостановлен. Так, по итогам проведенных консультаций в начале 2018 года, российская сторона отказывается принимать согласованные проекты Соглашений по гармонизации акцизных ставок и по регулированию алкогольного рынка. Учитывая неопределенность во времени по урегулированию данных вопросов, а также учитывая прошедшие сроки со дня последних встреч, предлагается исключить данный вопрос с Реестра проблем, поскольку Департамент экономической интеграции НППРК Атамекен на постоянной основе проводит мониторинг в данном направлении.
28.06.2017; В рамках устранения данного препятствия в ЕЭК направлено письмо (№3354/07 от 10.04.2017г.) об ускорении принятия Соглашения по гармонизации акцизных ставок российской и белоруской сторонами. в этой связи, в рамках заседания Совета Комиссии от 28 апреля 2017 года было принято Поручение о внесении изменений в общий Реестр препятствий в качестве ограничения об отсутствии регламентации в праве ЕАЭС применения государствами-членами Союза национального режима и режима наибольшего благоприятствования в отношении обеспечения исполнения обязательств по уплате акцизов по алкогольной продукции и (или) использования учетных марок для маркировки данной продукции в соответствии с их назначением. Также, по принятию Соглашения о гармонизации акцизных ставок, планируется включения вопроса в Повестку заседания Совета Комиссии проводимой в июль-август месяце 2017 года.
На рассмотрении НПП
Ответственный исполнитель:

Данишев Алнур Берикович

Эксперт 2 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Руководитель подразделения:

Досщиева Альбина Акжигитовна

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Дочерние организации

Партнеры