astana-view

Реестр проблем

№142

Предоставление данных по фоновым концентрациям.

Ранее №193. Для получения разрешения на эмиссию, выдвинуто требование получения справки по фоновым концентрациям параметров качества окружающей среды, которая выдается Казгидромете. Однако её стоимость варьируется от 30 000 до 150 000 тенге. Государственные данные, выдача которых не требует каких-либо существенных затрат, представляются за столь высокую плату. Довольно часто поступает ответ, что информация по фоновому загрязнению атмосферного воздуха отсутствует. Эта информация является общедоступной, и находится на сайтах Управления природопользования, но ими нельзя воспользоваться, потому что пролоббировано в законе требовать получать информацию только в Казгидромете, а он ее предоставляет только за плату.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

Восточно-Казахстанская РПП

Предложение по решению проблемы:

Внести соответствующие изменения в экологическое законодательство.

Пути решения:

Направить предложения в МЭ РК№ исключить статью 28 из экологического кодекса. Предложения одобрены на заседании МВК по вопросам совершенствования разрешительной системы 17.02.2014г.

Дата включения в реестр:

2016-11-14 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2016-12-30 00:00:00

Ход исполнения:
01.04.2019; Согласно пункту 2 Протокола Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования разрешительной системы (далее – МВК) от 17 февраля 2014 года было одобрено исключение пункта 5 статьи 28 Экологического Кодекса Республики Казахстан (далее ЭК РК), с датой вступления поправки с 1 января 2015 года. Однако, в дальнейшем при разработке проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности» (далее – Проект Закона) пункт 5 статьи 28 ЭК РК был изложен в новой редакции, согласно которой предполагалось возмещение стоимости фоновых справок за счет средств республиканского бюджета, одновременно предполагалось внесение изменении в Бюджетный Кодекс. Данное решение было обосновано тем что, Национальная гидрометеорологическая служба, являясь государственным предприятием на праве хозяйственного ведения и в соответствии с Законом «О государственном имуществе» являясь коммерческой организацией, не может осуществлять подготовку фоновых данных на безвозмездной основе. Расчет данных по фоновой концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде выполняется для конкретного запроса с использованием программных средств по определенной методике, с изучением специфики загрязнения региона, ввод полученных данных, статистическая обработка и анализ данных за 5 предыдущих лет, оформление конечных результатов по определенной форме осуществляется расчетным методом с установлением корреляционной связи загрязняющих веществ в атмосферном воздухе с метеорологическими условиями, а в поверхностных водах с учетом расхода воды. Вышеуказанные работы требуют дополнительных трудозатрат, не возмещаемых в рамках бюджетных программ МЭ РК С учетом вышеизложенного, Протоколом МВК №14 от 26 мая 2014 года было вынесено решение доработать вынесенные Экспертной группой на рассмотрение 65 поправок в законодательство с Министерством юстиции, в числе которых были поправки, касающиеся выдачи фоновых справок. По результатам доработки, позиция МЮ РК была изложена в письме исх.8-5-7/11337 от 26 мая 2014 года (прилагаем), согласно указанного письма она является следующей: В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 28 Экологического кодекса нормативы эмиссий в окружающую среду обосновываются в составе оценки воздействия, на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности либо в виде отдельных документов для действующих предприятий. При установлении нормативов эмиссий учитываются существующие загрязнения окружающей среды (в том числе данные по фоновым концентрациям, предоставляемым Национальной гидрометеорологической службой). Согласно пунктам 1, 2 статьи 36 ЭК оценка воздействия на окружающую среду является обязательной для любых видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения. Запрещаются разработка и реализация проектов хозяйственной и иной деятельности, влияющей на окружающую среду без оценки воздействия на нее. Результаты оценки воздействия являются неотъемлемой частью предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации. При этом, согласно пункту 2 статьи 38 ЭК организацию и финансирование работ по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивает заказчик (инициатор) планируемой деятельности. В этой связи, учитывая, что данные по фоновым концентрациям необходимы заказчику (природопользователю) при составлении оценки воздействия на окружающую среду, возложение расходов на республиканский бюджет для ее проведения МЮ считает необоснованным, данной позиции придерживается и РГП «Казгидромет». Учитывая вышеизложенное, вышеуказанные поправки были исключены из Проекта Закона. Необходимо отметить, что приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 25 ноября 2014 года №143, прошедшем экспертизу антимонопольного органа, получившем положительное заключение аккредитованных объединении субъектов частного предпринимательства, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан (исх.12023 от 29 октября 2014 года) были утверждены цены на услуги РГП «Казгидромет» и стоимость фоновой справки указанным приказом была значительно снижена и в настоящий момент ее стоимость учитывает только фактические затраты предприятия на подготовку соответствующих расчетов.
13.03.2017; ---
13.07.2017; Предложения по решению проблемы включены в перечень мер по фронтальному снижению издержек бизнеса в рамках исполнения пункта 21 Общенационального плана мероприятий, утвержденного в реализацию Послания Главы государства народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».
20.06.2017; В настоящее время в рамках реализации Общенационального плана мероприятий, утвержденного в реализацию послания Главы Государства народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» проводиться работа по фронтальному снижению всех видов издержек для бизнеса. В рамках вышеуказанной работы проведен опрос предпринимателей. Итоги анализа опроса направлены в Правительство. Анализ включает в себя предложения исключению статьи 28 из экологического кодекса.
22.11.2016; ---
27.03.2019; Согласно пункту 2 Протокола Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования разрешительной системы (далее – МВК) от 17 февраля 2014 года было одобрено исключение пункта 5 статьи 28 Экологического Кодекса Республики Казахстан (далее ЭК РК), с датой вступления поправки с 1 января 2015 года. Однако, в дальнейшем при разработке проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности» (далее – Проект Закона) пункт 5 статьи 28 ЭК РК был изложен в новой редакции, согласно которой предполагалось возмещение стоимости фоновых справок за счет средств республиканского бюджета, одновременно предполагалось внесение изменении в Бюджетный Кодекс. Данное решение было обосновано тем что, Национальная гидрометеорологическая служба, являясь государственным предприятием на праве хозяйственного ведения и в соответствии с Законом «О государственном имуществе» являясь коммерческой организацией, не может осуществлять подготовку фоновых данных на безвозмездной основе. Расчет данных по фоновой концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде выполняется для конкретного запроса с использованием программных средств по определенной методике, с изучением специфики загрязнения региона, ввод полученных данных, статистическая обработка и анализ данных за 5 предыдущих лет, оформление конечных результатов по определенной форме осуществляется расчетным методом с установлением корреляционной связи загрязняющих веществ в атмосферном воздухе с метеорологическими условиями, а в поверхностных водах с учетом расхода воды. Вышеуказанные работы требуют дополнительных трудозатрат, не возмещаемых в рамках бюджетных программ МЭ РК С учетом вышеизложенного, Протоколом МВК №14 от 26 мая 2014 года было вынесено решение доработать вынесенные Экспертной группой на рассмотрение 65 поправок в законодательство с Министерством юстиции, в числе которых были поправки, касающиеся выдачи фоновых справок. По результатам доработки, позиция МЮ РК была изложена в письме исх.8-5-7/11337 от 26 мая 2014 года (прилагаем), согласно указанного письма она является следующей: В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 28 Экологического кодекса нормативы эмиссий в окружающую среду обосновываются в составе оценки воздействия, на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности либо в виде отдельных документов для действующих предприятий. При установлении нормативов эмиссий учитываются существующие загрязнения окружающей среды (в том числе данные по фоновым концентрациям, предоставляемым Национальной гидрометеорологической службой). Согласно пунктам 1, 2 статьи 36 ЭК оценка воздействия на окружающую среду является обязательной для любых видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения. Запрещаются разработка и реализация проектов хозяйственной и иной деятельности, влияющей на окружающую среду без оценки воздействия на нее. Результаты оценки воздействия являются неотъемлемой частью предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации. При этом, согласно пункту 2 статьи 38 ЭК организацию и финансирование работ по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивает заказчик (инициатор) планируемой деятельности. В этой связи, учитывая, что данные по фоновым концентрациям необходимы заказчику (природопользователю) при составлении оценки воздействия на окружающую среду, возложение расходов на республиканский бюджет для ее проведения МЮ считает необоснованным, данной позиции придерживается и РГП «Казгидромет». Учитывая вышеизложенное, вышеуказанные поправки были исключены из Проекта Закона. Необходимо отметить, что приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 25 ноября 2014 года №143, прошедшем экспертизу антимонопольного органа, получившем положительное заключение аккредитованных объединении субъектов частного предпринимательства, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан (исх.12023 от 29 октября 2014 года) были утверждены цены на услуги РГП «Казгидромет» и стоимость фоновой справки указанным приказом была значительно снижена и в настоящий момент ее стоимость учитывает только фактические затраты предприятия на подготовку соответствующих расчетов.
Отклонено государственными органами
Ответственный исполнитель:

Аккалиева А. С.

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА И РАБОТЫ С АДМИНИСТРАТИВНЫМИ БАРЬЕРАМИ

8 7122 76-36-52

Руководитель подразделения:

Устемиров Ербол Лесбекович

Директор

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА И РАБОТЫ С АДМИНИСТРАТИВНЫМИ БАРЬЕРАМИ

Дочерние организации

Партнеры