astana-view

Реестр проблем

№453

Касательно тарифообразования на регулируемые коммунальные услуги

Рост тарифов волнует всех потребителей услуг СЕМ, так как оказывает мультипликативное влияние на цены практически всех товаров и услуг в стране, а также напрямую влияет на уровень конкурентоспособности продукции, услуг, работ практически всех субъектов предпринимательства, представляющих как крупный бизнес, так и МСБ. Согласно опросу субъектов предпринимательства по исследованию издержек, влияющих на экономику бизнеса, общая доля затрат на оплату услуг по снабжению электрической, тепловой энергией, водоснабжению и транспортных услуг составляет для малого бизнеса – до 30%, для среднего бизнеса – 22%, для крупного – 16%. Наибольшие затраты на указанные услуги складываются для субъектов малого предпринимательства. Кроме того, существенными являются затраты на оплату услуг по газоснабжению. Газ для южных регионов является стратегическим товаром, который ведет к удорожанию тарифов на электрическую и тепловую энергию (порядка 2/3 затрат приходится на покупку газа). Основой формирования тарифов субъектов естественных монополий (далее - СЕМ) является затратный метод тарифного регулирования, который заключается в том, что нормируются затраты субъекта естественной монополии, прибыль СЕМ, ограничиваются издержки. Соответственно росту затрат на предоставление регулируемой услуги растут тарифы. Ситуация с тарифами на регулируемые коммунальные услуги для субъектов предпринимательства также усугубляется наличием необоснованного перекрестного субсидирования юридическими лицами тарифов для населения вследствие применения дифференциации по группам потребителей. При дифференциации тарифов по группам потребителей рост тарифов на коммунальные услуги для населения сдерживается в рамках допустимого вклада в инфляцию с учетом уровня платежеспособности населения соответствующего региона. При этом, тарифы на коммунальные услуги для населения ниже среднеотпускных тарифов и низкая величина тарифа для населения не покрывает имеющийся разрыв в дифференциации в тарифе между населением и юридическими лицами.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

АКТЮБИНСКАЯ РПП, КАРАГАНДА РПП, ЮКО РПП

Предложение по решению проблемы:

Считаем необходимым направить предложение в МНЭ РК, с вопросом внесения изменений и дополнений в нормативные акты, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий, включая Методики расчетов на регулируемые виды услуг. Продолжать работу по изысканию возможностей для снижения стоимости регулируемых коммунальных услуг, в том числе согласно Плана работы совместно с Комитетом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК, усилить работу по сглаживанию дифференциации тарифов по группам потребителей.

Пути решения:

1. Направить письмо в МЭ РК, МНЭ РК; 2. Провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в законодательство.

Дата включения в реестр:

2017-03-02 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2018-12-24 00:00:00

Ход исполнения:
15.02.2018; В рамках работы по проекту ЗРК «О естественных монополиях» в новой редакции (далее - Законопроект), в экспертном заключении (исх. НПП № 9234/12 от 08.09.2017г.) направлено предложение о необходимости провести поэтапную отмену необоснованной дифференциации тарифов по группам потребителей и уйти от практики субсидирования бизнесом тарифов на регулируемые коммунальные услуги. Ранее разработчиком (КРЕМЗКиПП) было принято данное предложение и включена норма о возможности дифференциации по группам потребителей до 1 января 2020 года. В представленной редакции эта норма отсутствует; Данный вопрос неоднократно обсуждался на рабочих группах и поддерживался разработчиком, однако, в Законопроекте не отражен. Также, членами рабочей группы неоднократно поднимался вопрос о необходимости параллельной разработки сопутствующего законопроекта, предусматривающего меры поддержки уязвимых потребителей в связи с ростом тарифов на регулируемых услуги вследствие внедрения новых методов тарифоообразования, который также в Законопроекте не отражен. В соответствии с ответом разработчика Законопроекта, «Отмена дифференцированных тарифов на регулируемые коммунальные услуги по группам потребителей в законопроекте не предусматривается, так как данная мера приведет к резкому повышению тарифа на коммунальные услуги для населения из-за увеличения потребления коммунальных услуг юридическими лицами. Вместе с тем, в перспективе (в посткризисное время) в рамках стратегических и программных документов государственного органа, осуществляющего руководство сферах естественных монополий, планируется провести работу по выравниванию тарифов, т.е. уменьшению разницы в дифференциации по группам потребления, и в конечном итоге должен остаться единый тариф на услугу, вне зависимости от потребителя, но величина тарифа будет ориентирована на объем потребления. Также, сообщается, что в настоящее время Министерством здравоохранения и социального развития РК совместно с Министерством национальной экономики РК принимаются меры по поддержке социально уязвимых слоев населения, в том числе поправки в действующее законодательство РК.
15.11.2019; 1. Направлены предложения в Дорожную карту МНЭ РК по исполнению поручений Главы государства, направленных на обеспечение прозрачности тарифообразования и на усиление борьбы с завышением цен и тарифов на товары и услуги естественных монополистов (Исх. № 12571/Б-05 ОТ 18.10.2019). 2. Рассмотрено на заседании Совета по тарифам НПП РК 8 ноября т.г. 3. Направлено письмо в МНЭ РК о рассмотрении в рамках совместной работы с Комитетом по регулированию естественных монополий МНЭ РК мероприятийя выработке возможных путей по переходу от перекрестного субсидирования юридическими лицами тарифов для населения к прямому субсидированию субъектов естественных монополий, в том числе к адресному субсидированию населения (с учетом адекватного контроля целевого использования субсидий) (исх. № 13765/Б-05 ОТ 14.11.2019).
19.06.2017; Исходящим № 2535 от 15 марта 2016 года повторно было направлено письмо в Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК (КРЕМиЗК) с предложением внести соответствующие изменения и дополнения в нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий и регулируемых рынков в сфере передачи тепловой энергии и теплоснабжения, обеспечивающие критерии для групп потребителей тепловой энергии и предусматривающие отнесение индивидуальных предпринимателей к группе физических лиц, а также разработать методику расчета уровня тарифа для конкретных групп потребителей. Предложение было отклонено КРЕМиЗК. В настоящее время Департаментом базовых отраслей инициировано внесение соответствующих изменения и дополнений в соответствии с протокольным решением Съезда НПП РК "Атамекен".
20.08.2017; В рамках работы РГ по разработке проекта нового ЗРК "О естественных монополиях", было предложено исключить дифференциацию тарифов по группам потребителей для исключения субсидирования одних групп потребителей за счет других. Данное предложение принято на заседании РГ и разработчиками проекта (КРЕМЗКиПП).
На рассмотрении государственных органов
Ответственный исполнитель:

Алимбаев Саид Тулегенович

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ

Руководитель подразделения:

Отарбаев Бекжан Аронович

Управляющий директор-директор департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ И ТАРИФООБРАЗОВАНИЯ

Дочерние организации

Партнеры