astana-view

Реестр проблем

№566

Касательно проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях».

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» (далее - НПП) приняла активное участие в подготовке одобренного Правительством 27 июня т.г. проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» (далее – Законопроект), направленного на гуманизацию его положений. Из 410 статей особенной части КоАП, затрагивающих бизнес, изменения и дополнения вводятся по 314 статьям, что составляет 78%. В частности, введен принцип стабильности законодательства – внесение изменений в КоАП будет исключительно самостоятельным законопроектом, не чаще 1 раза в год. По итогам проведенной работы в законопроекте также отражены следующие предложения НПП: - из 410 статей КоАП затрагивающих бизнес по 91 статьям снижены штрафы в среднем на 30%; - в 289 статьях из 410 статей, затрагивающих бизнес, предусматривается возможность оплаты штрафа с 50% скидкой; Кроме того, по настоянию НПП, возможность оплаты штрафа с 50% скидкой распространяются и на статьи, подпадающие под регулирование Национального Банка. - в 41 статье предусматривается административное взыскание в виде предупреждения вместо штрафа (в действующем КоАП всего 14 статей предусматривают предупреждение); - в 12 статьях смягчено наказание и исключены такие виды административного взыскания как: конфискация; приостановление действия разрешения, лицензии, выражение штрафа в процентах; - исключены 6 статей, в которых была предусмотрена административная ответственность для бизнеса; - введена ответственность для госслужащих за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений физических и юридических лиц; - введена возможность досрочного возобновления действия разрешения (лицензии); - возвращен институт освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения; - предусмотрена возможность не приостанавливать деятельность бизнеса судом, в случае неисполнения предписаний, представлений, постановлений, выданных госорганами; - дополнительно расширена сфера применения института предупреждения; - сокращены составы КоАП за которые предусмотрена административная ответственность в отношении бизнеса. Вместе с тем, в НПП продолжают поступать многочисленные обращения от субъектов предпринимательства, отраслевых ассоциаций, региональных палат предпринимателей по встречающимся проблемам в правоприменительной практике в сфере административного законодательства. По итогам изучения и рассмотрения поступающих обращений, НПП изучены ряд системных проблем бизнеса, среди которых: - определение базовых «критериев» оценки необходимости установления административной ответственности за нарушение норм законодательства; - исключение составов, предусматривающих административную ответственность за правонарушения, не затрагивающие напрямую сферу публичных интересов; - исключение составов, предусматривающих административную ответственность за правонарушения в сферах, в которых государственный контроль упраздняется при введении обязательного саморегулирования бизнеса; - уточнение составов административных правонарушений по отдельным статьям КоАП; - исключение зависимости размера административного штрафа от категории субъекта, совершившего правонарушение; - решение проблемных вопросов практики применения конфискации; - повышение ответственности недобросовестных должностных лиц. В этой связи НПП сформированы концептуально новые подходы по решению вышеуказанных проблем и направлены в Администрацию Президента для вынесения их на обсуждение Межведомственной рабочей группы в сентябре т.г. В тоже время в целях дальнейшей гуманизации административного законодательства Департаментом законодательства и развития СРО (далее - Департамент) на постоянной основе проводится работа по его совершенствованию, путем сбора и обобщения предложений. На сегодняшний день Департамент формирует сравнительную таблицу, содержащую поправки в КоАП, которые будут в последующем проработаны в рамках Законопроекта в Мажилисе Парламента.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ, Восточно-Казахстанская РПП, АЛМАТИНСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

Внести изменения и дополнения в Кодекс РК «Об административных правонарушениях».

Пути решения:

1. Направить предложения в Министерство юстиции РК, Министерство национальной экономики РК, Министерство финансов РК. 2. По итогам рассмотрения предложений по совершенствованию норм административного законодательства, Департаментом будет сформирована итоговая сравнительная таблица, для дальнейшего согласования и проработки с заинтересованными государственными органами. 3. Согласованные и проработанные с заинтересованными государственными органами замечания и предложения будут рассмотрены в рамках Законопроекта в Мажилисе Парламента. 4. В случае необходимости провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 5. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.

Дата включения в реестр:

2017-08-01 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-12-29 00:00:00

Ход исполнения:
02.04.2020; В декабре 2017 года внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях. С учетом предложений НПП РК «Атамекен» снижены размеры штрафов по 157 составам в среднем на 30%. Институт сокращенного производства распространен на юридические лица, в более чем 300 статьях. Предусматривается возможность для юридических лиц в течение 7 дней оплатить штраф с 50% скидкой. Расширен институт применения предупреждения, таких статей стало 45 вместо 14. Введен институт освобождения от ответственности при малозначительности правонарушения. В 18 составах смягчено наказание и исключены такие виды административного взыскания как: приостановление действия разрешения, лицензии, лишение лицензии. Сокращены сроки давности привлечения к ответственности в области финансов с 5-ти до 3-х лет. Предусмотрена возможность досрочного возобновления действия лицензии/разрешения, при устранении нарушений. Законом по вопросам таможенного регулирования (от 26 декабря 2017 года) исключено применение конфискации из санкции части 2 статьи 551 КоАП (недекларирование или недостоверное таможенное декларирование товаров). В рамках дальнейшей гуманизации и снижения репрессивности административно-деликтного законодательства, 16 января 2020 года введен в действие Закон «О внесении изменений и дополнений в КоАП». Закон содержит поправки, предложенные Национальной палатой и предусматривающие: - исключение дополнительного вида административного взыскания в виде конфискации товаров и транспортных средств по таможенным правонарушениям. То есть, если ранее за незавершение в установленные сроки таможенной процедуры предусматривался штраф и конфискация, то теперь только штраф (часть 1 статья 543 КоАП); - возможность уплаты штрафа с 50% скидкой по правонарушениям в области налогообложения, а также таможенного дела, за исключением правонарушений, совершаемых с умыслом, связанным с уголовными правонарушениями и причинением ущерба государству (за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о пенсионном обеспечении, за нарушение законодательства об обязательном социальном, социально медицинским страховании, за сокрытие объектов налогообложения, выписку фиктивных счет-фактур, недекларирование или недостоверное таможенное декларирование товаров и т.д.) - исключение административного производства по таможенным правонарушениям в случаях возникновения ошибок в работе информационной системы по пилотному проекту электронного таможенного декларирования. Особо следует отметить поправку, направленную на обеспечение стабильности Кодекса. Теперь изменения и дополнения в Кодекс будут вноситься отдельным законом, предметом правового регулирования которого будут являться вопросы административно-деликтного законодательства.
02.04.2020; В декабре 2017 года внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях. С учетом предложений НПП РК «Атамекен» снижены размеры штрафов по 157 составам в среднем на 30%. Институт сокращенного производства распространен на юридические лица, в более чем 300 статьях. Предусматривается возможность для юридических лиц в течение 7 дней оплатить штраф с 50% скидкой. Расширен институт применения предупреждения, таких статей стало 45 вместо 14. Введен институт освобождения от ответственности при малозначительности правонарушения. В 18 составах смягчено наказание и исключены такие виды административного взыскания как: приостановление действия разрешения, лицензии, лишение лицензии. Сокращены сроки давности привлечения к ответственности в области финансов с 5-ти до 3-х лет. Предусмотрена возможность досрочного возобновления действия лицензии/разрешения, при устранении нарушений. Законом по вопросам таможенного регулирования (от 26 декабря 2017 года) исключено применение конфискации из санкции части 2 статьи 551 КоАП (недекларирование или недостоверное таможенное декларирование товаров).
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Ли Михаил Валерьевич

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

Руководитель подразделения:

Мерсалимова Лаура Канатовна

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

Дочерние организации

Партнеры