astana-view

Реестр проблем

№704

Касательно необходимости внесение изменений и дополнений в статью 45 Закона РК «О государственных закупках»

На основании Указа Президента Республики Казахстан с 15 марта по 1 мая 2020 года введено чрезвычайное положение, с объявлением ВОЗ нового коронавируса COVID-19 пандемией. Понятие непреодолимой силы в законодательстве РК содержится только в части 2 статьи 359 Гражданского кодекса РК «Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия и т.п.). К таким обстоятельствам не относится, в частности, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, работ или услуг».Причем, ГК РК не дает полный перечень форс-мажорных обстоятельств. В различных конкретных случаях они могут быть разные, в том числе и пандемия. При возникновении форс-мажорных обстоятельств, между сторонами возникают спорные правоотношения, связанные с неисполнением стороной принятых на себя обязательств. Из вышеуказанной статьи становится ясным, что сторона не исполнившая обязательство освобождается от ответственности, при этом срок исполнения обязательств по Договору должен отодвигается соразмерно на время действия таких обстоятельств и их последствий. То есть в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, стороны по сути должны заключать дополнительное соглашение к договору, согласно которому срок выполнения сторонами обязательств по нему изменяется. Договоры о государственных закупках также не являются исключением, они также содержат пункт о том, что при наступлении форс-мажорных обстоятельств ни одна из сторон не несет ответственности за неисполнение или несвоевременное исполнение обязательств по договору. Как правило, на практике, по договорам о государственных закупках при наступлении форс-мажорных обстоятельств, стороны не имеют возможности ни продлить договор, ни внести в него изменения по этим основаниям, так как Законом РК «О государственных закупках» это не предусмотрено. Так, Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» в статье 45 предусматривает основания изменения внесения изменений в проект договора о государственных закупках либо заключенный договор о государственных закупках, причем данный перечень является закрытый и не содержит основания продления договора в виду наступления обстоятельств непреодолимой силы. На основании изложенного полагает необходимым устранить пробел в законодательстве и внести изменения в Закон РК «О государственных закупках» в части изменения срока исполнения договора включив в статью 45 основание наступление обстоятельств непреодолимой силы на срок действия этих обстоятельств и их последствий.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

Восточно-Казахстанская РПП

Предложение по решению проблемы:

Инициировать вопрос на уровне уполномоченного органа о внесении изменений и дополнении в Закон РК «О государственных закупках» в части продление срока исполнения или срока договора на период форс-мажорных обстоятельств, на законодательном уровне.

Пути решения:

1. Направить запрос в МФ РК; 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.

Дата включения в реестр:

2020-06-12 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2020-08-03 00:00:00

Ход исполнения:
02.10.2023; Законом РК № 72-VII от 15.11.2021 г. статья 45 Закона РК "О государственных закупках" дополнена подпунктом 10) в следующей редакции: "10) в части изменения сроков исполнения договора о государственных закупках товаров, работ, услуг в связи с введением чрезвычайного положения либо карантинных ограничений. Такое изменение заключенного договора о государственных закупках допускается в пределах текущего финансового года по уведомлению поставщика;
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Абдуалиев Жанат Серикович

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК И МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Руководитель подразделения:

Абдуалиева Меруерт Кулмуратовна

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК И МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Дочерние организации

Партнеры