astana-view

Реестр проблем

№739

Обращения предпринимателей по вопросу по возврату коэффициента зимнего удорожания в рамках государственных закупок.

На сегодняшний день на рассмотрении Палаты предпринимателей Актюбинской области находятся обращения предпринимателей (ТОО «МехРемСервис - Автоматика», ТОО «Тана - Пракс», ТОО «KND Construction» и ТОО «Стройком + Сервис» (далее - Товарищества) по вопросу по возврату коэффициента зимнего удорожания в рамках государственных закупок. Так, согласно обращениям, вышеуказанными Товариществами в 2020 году были выполнены работы по капитальному ремонту зданий организаций дошкольных образований и школы. Необходимо отметить, что все работы по капитальному ремонту вышеуказанных Товариществ были выполнены в рамках «Дорожной карты занятости - 2020», с целью выполнения правительственной программы по увеличению занятости безработного населения. На сегодняшний день, Заказчиками не производятся окончательный расчет по договорам о государственных закупках, с целью уменьшения суммы договоров на сумму дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время. В свою очередь, Заказчики ссылаются на представление об устранение нарушений законодательства прокуратуры города Актобе, согласно которому государственные органы, являющиеся Заказчиками удерживают из расчетов за выполненные работы суммы по зимним затратам. При этом игнорируется официальное разъяснение Министра индустрии и инфраструктурного развития РК г-на Атамкулова Б. Б. на сайте Электронного правительства РК по вопросу применения дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время по обращению за №626016, где сказано, что сметные нормы по видам строительства являются среднегодовыми и при расчетах за выполненные строительно-монтажные работы применяются круглогодично независимо от фактического времени года, в течение которого осуществляется строительство в соответствии с пунктом 4 НДЗ РК 8.04-6-2015. Данный норматив зарегистрирован в Комитет по делам ЖКХ и МНЭ РК и считается руководящим материалом для составления сметной документации. Заказчик объявляя конкурс, заявил цену на основе Сметной документации прошедшей государственную экспертизу, в свою очередь субъекты бизнеса определяют свою цену согласно своих расчетов. Согласно сборнику сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ (далее-СМР) в зимнее время сметные нормы по видам строительства предназначены для составления сметной документации и расчетов за выполненные работы между Заказчиками и Генподрядными строительно-монтажными организациями. При этом, сметные нормы по видам строительства являются: 1) среднегодовыми; 2) при расчетах за выполненные СМР применяются круглогодично независимо от фактического времени года, в течение которого осуществляется строительство. 3) исключение составляют небольшие одиночные объекты, строительство которых заказчиком предусматривается осуществить только в летний период, что должно быть закреплено в проекте организации строительства (ПОС) по заданию заказчика. В этом случае нормы настоящего раздела при составлении сметной документации и расчетах за выполненные строительно-монтажные работы не применяются. Следует отметить, что проектно-сметная документация по всем объектам строительства какие-либо примечания либо оговорки относительно выполнения работ только в летний период, а также невозможности применения расчетов в иных периодах времени года не предусмотрены. За официальным разъяснением указанных норм НПП РК “Атамекен” обратились в Комитет по делам строительства и ЖКХ МИИР РК. В предоставленных разъяснениях отмечено, что на стадии реализации проекта, взаимоотношения Заказчика и Подрядчика регулируются положениями договора подряда и Гражданским кодексом. Согласно ст.621 Гражданского кодекса в договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена работы может быть определена путем составления сметы. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре цена работы (смета) считается твердой. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены (твердой сметы), а заказчик - ее уменьшения, в том числе и в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащей выполнению работы или необходимых для этого расходов. В соответствии со ст.622 Гражданского кодекса в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены (составлении сметы), Подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором (сметой), если Заказчик не докажет, что полученная Подрядчиком экономия отрицательно повлияла на качество выполненной работы. Пунктом 2 ст. 45 Закона РК «О государственных закупках» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для внесения изменений в заключенный договор о государственных закупках, где основания для внесения изменений по настоящему случаю отсутствуют, более того, обязательства исполнены. Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующий вывод. Во-первых, ни договором, ни Гражданским кодексом, ни законодательством о госзакупках возврат указанных сумм либо оговорка об их расчетах не предусмотрен. Во-вторых, ПСД прошла госэкспертизу, имеет положительное заключение и утверждена заказчиком, которые на сегодняшний не отменены либо не признаны недействительными. В-третьих, по результатам открытого конкурса Подрядчики признаны победителями с 10% скидкой от стоимости, утвержденной ПСД, в связи с чем, основными характеристиками выполненных работ должны быть их объем и качество, а не цена. В-четвертых, Подрядчиками работы по договорам о государственных закупках выполнены, они приняты заказчиками, кроме того, объекты приняты в эксплуатацию; В-пятых, Подрядными организациями понесены расходы по налоговым и иным обязательствам в бюджет, а также заработной плате работников в рамках госпрограммы ДКЗ, т.е. расходы ими понесены с учетом примененного коэффициента зимнего удорожания. Основанием для подачи Заказчиками исков в суд о взыскании дополнительных затрат на СМР в зимнее время являются акты прокурорского надзора (представления) горрайпрокуроров. Сегодня уже имеются решения суда первой инстанции, по которым данные уже взысканы в пользу государства, однако они еще не вступили в законную силу, в связи с чем, полагаем необходимым рассмотреть данный вопрос в срочном порядке.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

АКТЮБИНСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

Приостановить действия государственных органов, в части подачи в суд на подрядные организации и провести переговоры в Генеральной прокураторой РК и Верховным Судом РК по данному вопросу.

Пути решения:

Приостановить действия государственных органов, в части подачи в суд на подрядные организации и провести переговоры в Генеральной прокураторой РК и Верховным Судом РК по данному вопросу.

Дата включения в реестр:

2021-02-12 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2021-06-30 00:00:00

Ход исполнения:
01.11.2021; вопрос взыскания заказчиками с подрядных организаций коэффициента зимнего удорожания был рассмотрен в рамках заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП РК "Атамекен". Кроме того, вопрос был вынесен на рассмотрение Комиссии по рассмотрению проблемных вопросов предпринимателей под председательством Первого Заместителя Премьер-Министра РК Смаилова А.А. По результатам рассмотрения совместно с МИИР направлено обращение в ГП РК с разъяснениями вопроса расчета выполненных работ и сумм по зимним затратам. По результатам рассмотрения ГП предоставлен ответ 17.06.2021 № 2-010336-21-41050 из которого следует, что на сегодняшний день территориальные прокуроры ориентированы на завершение практики внесения актов надзора по взысканию сумм стоимости зимнего удорожания при строительно-монтажных работах. Вместе с тем, по внесенным представлениям правовым блоком и секретариатом Уполномоченного по защите прав предпринимателей РК проводиться работа по защите прав и законных интересов предпринимателей в судебных органах при рассмотрении исковых заявлений по взысканию сумм стоимости зимнего удорожания при строительно-монтажных работах.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Сейсекеев Ансар Талгатович

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Руководитель подразделения:

Усенова Назира Кадылбековна

Управляющий директор-директор

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Скачать

Дочерние организации

Партнеры