astana-view

Реестр проблем

№752

Потребитель электроэнергии не может выбирать энергоснабжающую организацию, а ЭСО выбирает крупные энергоемкие предприятия, отказывая остальным предпринимателям.

Основным препятствием для развития нормальной конкурентной среды на рынке энергоснабжения является применение перекрестного субсидирования тарифа для бытовых потребителей за счет тарифа для небытовых потребителей, посредством регулирования структуры тарифа только у гарантирующего поставщика. Нерегулируемые энергоснабжающие организации (далее - ЭСО) не заинтересованы в работе с населением и малым бизнесом. Так, в ЗКО за последние 7 лет от гарантирующего поставщика ушло 40%объема потребления юридических лиц, но при этом количество данных потребителей составляет всего 196 предприятий из 7,7 тысяч юридических лиц гарантирующего поставщика (крупный бизнес). К тому же, объемы потребления оставшихся небытовых потребителей гарантирующего поставщика незначительны. Так, в 2020г структура потребления юридических лиц гарантирующего поставщика ЗКО составила: №п.п. Объем потребления в месяц, кВт*ч Количество потребителей - юридических лиц 1 До 100 - 1400 2 От 100 до 500 - 2200 3 От 500 до 1 000 - 1300 4 От 1 000 до 2 000 - 1100 5 От 2 000 до 50 000 - 1600 6 От 50 000 до 100 000 - 33 7 От 100 000 до 400 000 - 25 8 От 400 000 до 740 000 - 1 (с 1 МВт потребления) Таким образом, на данный момент в нашей области, в целях реализации электроэнергии объемом 1МВт, ЭСО должна заключить договоры с 250 предприятиями. Для того, чтобы объем реализации увеличить еще на 1МВт, необходимо уже 350 организаций и так далее. Обслуживание такого количества юридических лиц требует наличия солидного штата сотрудников и соответственно, рентабельность такого ЭСО будет незначительной. В силу указанных обстоятельств, при существующей системе невозможно развитие конкурентного рынка. Более того, рассчитывать на смену ЭСО могут только 50-60 оставшихся у гарантирующего поставщика крупных предприятий. Остальные - малый и средний бизнес, так и будут нестиповышенную нагрузку по субсидированию тарифа для населения. По итогу, конкурентный рынок недоступен для 197 тысяч бытовых потребителей и 7,7 тысяч представителей бизнеса, то есть для 99,9% жителей. Следовательно, переход всех юридических лиц на конкурентный рынок от гарантирующего поставщика в нерегулируемые ЭСО и закономерный рост тарифа для бытового потребителя до уровня себестоимости невозможен. Рост тарифа для населения ограничен правилами ценообразования на уровне инфляции, соответственно, выравнивание структурного перекоса и кассового разрыва гарантирующего поставщика невозможно без принятия новых подходов к регулированию рынка. В настоящее время сложилась ситуация, при которой потребитель не может выбирать энергоснабжающую организацию, а ЭСО выбирает крупные энергоемкие предприятия, отказывая остальным предпринимателям.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ЗКО РПП

Предложение по решению проблемы:

Для нормального развития конкурентного рынка энергоснабжения, необходимо внести дополнение в закон «Об электроэнергетике», согласно которому любая ЭСО, при обращении с просьбой заключить договор электроснабжения, не вправе отказывать потребителю (статья 13 часть 3). В целях сдерживания тарифа для бытовых потребителей, а также обеспечения равных условий для всех ЭСО будет являться не только дифференцирование тарифов конечных потребителей, но и тарифов всех участников электроэнергетического рынка: энергопередающих организаций, энергопроизводящих организаций, поставщиков топлива, рынка мощности.

Пути решения:

1. Обсудить имеющиеся проблемные вопросы с республиканскими субъектами бизнеса указанной сферы. 2. Инициировать внесение предложений в часть3 статьи 13 Закона РК «Об электроэнергетике».

Дата включения в реестр:

2021-03-15 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2021-06-30 00:00:00

Ход исполнения:
25.05.2021; В ходе проработки вопроса Заявителя, ДБОиЭ было направлено письмо в АЗРК РК, МЭ РК и КРЕМ МНЭ РК, ИСХОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ № 2778/Б-08 ОТ 05.03.2021, касательно внесений изменений в часть 3 статьи 13 Закона РК «Об электроэнергетике», согласно которым любая ЭСО, при обращении с просьбой заключить договор электроснабжения, не вправе отказывать потребителю. Ответы были получены от МЭ РК и АЗРК РК. МЭ РК направило ответ ВХОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ № 05417/21 ОТ 09.04.2021, где было отмечено, что Агентством по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан в настоящее время прорабатываются вопросы развития конкуренции между ЭСО, в том числе вопросы цифровизации деятельности данных организаций. АЗРК направило ответ РЕЗОЛЮЦИЯ К ДОКУМЕНТУ № 06481/21 ОТ 13.05.2021, где было отмечено, что согласно пункта 6 статьи 172 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», отказ энергоснабжающей организации от заключения индивидуального договора энергоснабжения с потребителем влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере двадцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере семидесяти пяти месячных расчетных показателей. Ответ АЗРК был направлен Заявителю ИСХОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ № 06171/09 ОТ 18.05.2021, на что Заявитель просит снять вопрос по внесению дополнений в закон "Об электроэнергетике", согласно которому любая ЭСО, при обращении потребителя не вправе отказывать потребителю в РЕЗОЛЮЦИЯ К ДОКУМЕНТУ № 04417-ЮЛ ОТ 20.05.2021.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Конакбаева Айгуль Адылбековна

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ И ЭКОЛОГИИ

Руководитель подразделения:

Абытов Фархат Хакымжанович

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ И ЭКОЛОГИИ

Скачать

Дочерние организации

Партнеры