astana-view

Реестр проблем

№836

Административный барьер, связанный с порядком предоставления права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства.

При проведении конкурсов по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства земельная комиссия изучает все заявки на предмет их соответствия, полноты, наличия ошибок в расчетах, всех подписей на документах, а также проверяет правильность оформления в целом, оценивает, сопоставляет заявки путем присвоения баллов по бизнес-плану, в том числе, по прогнозному объему инвестиций, указанного в конкурсном предложении. Согласно пункту 23 Правил организации и проведения конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, утвержденных Приказом Заместителя Премьера-Министра Республики Казахстан – Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 20 декабря 2018 года № 518 (далее – Правила) баллы присваиваются по прогнозному объему инвестиций на 1 гектар, в тысячах тенге. В соответствтии с п.24 Правил, участник, набравший наиболее высокий балл, признается победителем. При равенстве баллов двух или более конкурсных предложений по предлагаемому объему привлекаемых инвестиций победитель конкурса определяется путем открытого голосования членами комиссии. В данном случае признается победителем участник, набравший наиболее высокий балл и большинство голосов членов комиссии. На практике складывается следующая ситуация: у одного участника объем инвестиций может быть в 2-3 раза (разница более 100 млн. тенге) больше чем у другого КХ, обоим присваивают по 20 баллов согласно Правил, далее победитель определяется путем открытого голосования. Таким образом, прогнозный объем инвестиций является основным показателем определения победителя конкурса. Также учитывая то, что участник может указать любую сумму прогнозируемых инвестиций и в силу невозможности определения земельной комиссией потенциала участника в связи с отсутствием подтверждающих документов о платежеспособности участника, применение данной нормы неэффективно. В целях совершенствования норм по использованию сельхоз земель и справедливого определения победителя, необходимо отменить норму по присвоению баллов по критерию прогнозный объем инвестиций. Таким образом, данная норма создает условия для нерационального распределения земель сельскохозяйственного назначения.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

Восточно-Казахстанская РПП

Предложение по решению проблемы:

#89 Необходимо разработать критерии оценки заявок на конкурсы по тем требованиям, что определены Зем.кодекса, с установлением приоритетности каждого критерия, в том числе с учетом возможности полноценного участия на конкурсах начинающих предпринимателей. Разработку новой методики оценки необходимо осуществить с привлечением общественности, бизнес-сообщества, а также всех заинтересованных государственных органов, с учетом предполагаемого с 2023 года электронного предоставления земель.

Пути решения:

Необходимо разработать критерии оценки заявок на конкурсы по тем требованиям, что определены Зем.кодекса, с установлением приоритетности каждого критерия, в том числе с учетом возможности полноценного участия на конкурсах начинающих предпринимателей. Разработку новой методики оценки необходимо осуществить с привлечением общественности, бизнес-сообщества, а также всех заинтересованных государственных органов, с учетом предполагаемого с 2023 года электронного предоставления земель.

Дата включения в реестр:

2021-06-29 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2021-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
03.05.2023; 29.04.2022 года НПП вынесла вопрос на Совещание по рассмотрению проблемных вопросов бизнеса под председательством заместителя Премьер-Министра – Министр финансов Республики Казахстан Жамаубаев Е.К.., по итогам которого МСХ было дано соответствующее поручение в рамках протокола № 20-05/05-3225. В связи с отсутствием каких-либо продвижении вопроса, НПП неоднократно инициировала письма в адрес МСХ РК, а также поднимала вопрос на различных площадках о необходимости пересмотра действующего механизма распределения сельхозземель, учитывая ее несовершенство, закрытость и высокие коррупционные риски. В этой связи, вопрос, помимо прочих, был вынесен на рассмотрение Рабочей группы по обеспечению равного и адекватного по стоимости доступа бизнеса к инфраструктуре, созданной по поручению Главы государства Токаева К.К. По итогам которого, утверждена Дорожная карта № 20-15/04-522//22-01-13.2 п. 1.11.2, в рамках п.6 которой, МСХ поручено в срок до февраля 2023 года принять соответствующий приказ МСХ РК по внесению соответствующих изменений в Правила организации и проведения конкурсов. Разработанный проект приказа МСХ был доработан в рабочем порядке и направлен в рамках экспертного заключения НПП письмом № 04709/25 от 10.04.2023. Доработанный проект Правил предусматривает оценку таких показателей, как количество имеющегося поголовья скота (по предложению НПП разделено по виду - КРС и МРС), снижение по объему планируемого объема инвестиции с определением срока их внесения, наличию техники в собственности и квалифицированных специалистов, раздельный конкурс для начинающих субъектов предпринимательства, а также другие положительные нормы.
Одобрено государственным органом
Ответственный исполнитель:

Абжан Ернур Бахытжанулы

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Руководитель подразделения:

Усенова Назира Кадылбековна

Управляющий директор-директор

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Дочерние организации

Партнеры