astana-view

Реестр проблем

№931

Социально-значимые товары. В настоящее время значительно усилен государственный контроль на розничные цены на социально значимые продовольственные товары, что влечет значительные проблемы для торговой сферы и производителей продукции.

Так, ценообразование социально-значимого товара и определение пороговых значений цен, предельных цен формируется без учета себе-стоимости выпускаемой продукции и рентабельности бизнеса. Из-за необоснованно установленных цен нарушаются сбытовые цепочки, производство и торговля работают в ущерб себе. Также, утвержденный Перечень социально значимых продовольственных товаров предусматривает неравный подход по отдельным видам продукции. К примеру: в перечень входит Хлеб пшеничный из муки первого сорта (формовой), молоко и кефир с долей жирности 2,5% только в мягких упаковках; Соль поваренная пищевая кроме «Экстра» и т.д. То есть, не «премиальные» виды продукции, которые находятся в середине ценовой линейки. В связи с чем, на «топовые» виды и сорта приведенной выше продукции, производители могут регулировать ценообразование без ограничений, и за счет них перекрывать убытки по товарам, находящимся в перечне социально-значимых. Однако, производители яйца лишены такой возможности, поскольку в продовольственной корзине указано яйцо категории С1, так как по мнению законодателя, яйца категории С2 не хватит для обеспечения потребностей внутреннего рынка страны. Вместе с тем, производство казахстанского яйца полностью покрывает внутреннее потребление населения, в том числе производимого всеми фабриками яйца категории С2 для социально уязвимых слоев населения, которых по статистическим данным в республике не более 5%. В свою очередь основная масса населения, готова приобретать более премиальную продукцию по ценам, не требующим государственного регулирования. Кроме того, в рамках этого контроля органы по защите и развитию конкуренции направляют субъектам рынка запросы на предоставление «информации». К примеру, в срок не более 5 рабочих дней за полгода 2021 года надо предоставить цены и объемы приобретения и реализации социально-значимых продовольственных товаров, калькуляцию себестоимости СЗПТ с указанием всех статей затрат, входящих в состав себестоимости (транспортные расходы, расходы на аренду помещения, заработная плата, налоги, коммунальные расходы и тд.), по каждому продукту. Также, необходимо предоставить динамику изменения цен на момент повышения цены (реализация и закуп), % прибыли и ее целевое назначение по каждому продукты. В подготовке данной информации задействованы многих[ сотрудники предприятий, включая и вне рабочего времени, даже ночное, вручную из первичных бухгалтерских документов готовить сбор «информации» проверять, анализировать и вносить данные в таблицы. Составлять из них отчеты в табличном варианте. Таблицы иногда в печатном варианте более 100 страниц. А ксерокопий приходных документов более 100 листов. Государственный орган, который создан для контроля цен практически переложил на плечи предпринимателя всю свою работу и препятствует нормальному ведению бизнеса.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

КОСТАНАЙСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

#64 Рассмотреть вопрос с Агентством по защите и развитию конкуренции РК, Министерством национальной экономике РК. - полагаем необходимым прекратить практику установления предельных цен без учета себе-стоимости выпускаемой продукции и рентабельности бизнеса; - рассмотреть возможность замены яйца категории С1 на яйцо категории С2, что не скажется отрицательно на потребителях, и даст возможность производителям формировать безубыточную ценовую политику на другие категории выпускаемой продукции. - для проведения анализа необходимую информацию запрашивать в государственных органах, путем взаимодействия между органами статистики, государственных доходов, юстиции и другими причастными государственными органами. К примеру, сейчас мы весь товар оформляется по ЭСФ, вследствие чего органы государственных доходов видит реализацию в разрезе цены товара кол-ва и т.д.

Пути решения:

1. Направить запрос в заинтересованные государственные органы; 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.

Дата включения в реестр:

2021-10-05 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2022-04-22 00:00:00

Ход исполнения:
15.05.2024; Согласно Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса» который был принят 6 апреля 2024 года № 71-VIII предусматривается упразднение механизма установления предельных и пороговых цен на СЗПТ с I полугодия 2024 года на девять товаров, а на остальные 10 – с I полугодия 2025 года. Отмечается, что одним из основных условий отказа от госрегулирования является 100% обеспечение потребности внутреннего рынка отечественной продукцией. В частности, вначале хотят отменить ввод предельно допустимых розничных цен на соль, яйца, молоко, муку пшеничную, картофель, рис, крупу гречневую, хлеб. А в дальнейшем уже для всех товаров из списка СЗПТ: морковь столовая, лук репчатый, капуста белокочанная, масло подсолнечное, говядина (лопаточно-грудная часть с костями), мясо кур (бедренная и берцовая кость с прилегающей к ней мякотью), кефир 2,5% жирности в мягкой упаковке, масло сливочное (несоленое, не менее 72,5% жирности, без наполнителей и растительных жиров), творог (5-9% жирности), сахар-песок белый. При этом для доступности данных продуктов будет сохранен контроль за соблюдением 15% торговой надбавки. Таким образом, в рамках новых поправок у местных исполнительных органов больше не будет прав по утверждению розничных и предельных цен на социально значимые продовольственные товары и советующих функций по этим вопросам.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Сеилов Самат Темербекович

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Руководитель подразделения:

Наурзбеков Еркен Бакытжанович

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Дочерние организации

Партнеры