astana-view

Реестр проблем

№128

Проблема доступа отечественной продукции в розничные сети.

Ранее №656. Проблема доступа отечественной продукции в розничные сети. Обеспечение доступа отечественной продукции повседневного спроса в розничные сети. Существуют сборы розничных сетей за аренду торговых полок, так называемая «дань за доступ к прилавку». Также торговые сети «навязывают» товаропроизводителям отсрочки платежа за поставленную продукцию (до 90 дней) и неравные условия, касающиеся возврата непроданных товаров.Проблема доступа отечественной продукции в розничные сети.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Предложение по решению проблемы:

Законодательно определить размер вознаграждения, получаемого торговыми сетями от поставщика за приобретение социально значимых продовольственных товаров (ретробонусы). Аналогичные требования к продавцам предусматривает и законодательство Российской Федерации (ст. 9 Федерального Закона «О торговой деятельности») и Республики Беларусь (ст. 12 Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания»). Внедрение данной нормы не противоречит основам гражданского права Республики Казахстан, так как в соответствии с частью 1 статьи 382 Гражданского кодекса Республики Казахстан, Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законодательством. А по смыслу части 1 статьи 383 Гражданского кодекса Республики Казахстан Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Принятие данной нормы обусловит снижение цен на товары, так как выплата поставщиками продавцам вышеуказанных платежей неизбежно приводит к удорожанию цены на товар в момент его поставки, то есть выплата продавцам неустановленных законодательством платежей влияет на ценообразование товара и потребитель вынужден платить как за товар, так и за «аппетит» продавца.

Пути решения:

1. Направить предложения в МНЭ РК. 2. В случае необходимости провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.

Дата включения в реестр:

2016-11-11 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-01-31 00:00:00

Ход исполнения:
07.04.2017; Данный вопрос прорабатывается в рамках рабочей группы при МНЭ РК с участием представителей крупных торговых сетей и товаропроизводителей. На протяжении 6 месяцев рассматривались различные подходы к регулированию цен на СЗПТ. Первый подход предполагал законодательное закрепление торговых надбавок как в оптовом, так и в розничном сегменте. Однако ввиду сложности администрирования, данный подход не нашел дальнейшего развития. Второй подход предполагает совершенствование действующего механизма в части передачи компетенции по установлению предельно допусти от МНЭ в МИО. данное предложение поддержано торговыми сетями и товаропроизводителями при условии конкретизации и унификации перечня СЗПТ. НПП предложено сократить этот пречень до 19 наименований. Госорганы поддержали данную инициативу. При этом сохраняются принципиальные разногласия по введению ответственности за отсутствие ценников, а также по автоматическому составлению адм.протоколов за превышение предельно допустимых розничных цен и за отсутствие ценников.
12.12.2016; -----------
15.05.2019; Проблемный вопрос решен в рамках подписанного 2 апреля 2019 года Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес среды и регулирования торговой деятельности" (http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1900000241). Так, вышеуказанным законом внесены изменения в Законы "О регулировании торговой деятельности" в части установления ретробонусов (торгового вознаграждения) для поставщиков социально значимых товаров на уровне 0 %, а для других продовольственных товаров на уровне 5 % от суммы договора поставки. Таким образом, полагаем возможных считать данный вопрос решенным.
26.07.2018; В рамках рабочей группы по законопроекту о торговой деятельности НПП предлагалось законодательно определить понятие «ретробонусы» как «торговое вознаграждение, выплачиваемое субъекту торговой деятельности, осуществляющему розничную продажу посредством организации торговой сети, производителями и поставщиками товаров в виде возврата части стоимости товара, платежа в определенном размере от объема продаж на периодичной основе, взноса за вход в торговый объект». При этом установить ретробонусы по социально значимым товарам на уровне 0%. Данную инициативу поддерживают сами участники рынка, как торговые сети, так и отечественные товаропроизводители. Соответствующая поправка включена в проект закона.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Айтбаев Асет Маратович, Савидов Александр Валерьевич

Эксперт 1 категории, Управляющий директор-директор департамента

ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА, ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

, null

Руководитель подразделения:

Абсаттаров Динмухамед Болатович

И.О. заместителя Председателя Правления

АППАРАТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ

Partners