astana-view

Реестр проблем

№561

Убыточность перевозчиков городского общественного транспорта

В настоящее время на большей части территории Республики Казахстан сложилась система функционирования предприятий, при которой головной организацией (победитель конкурса) для выполнения своих обязательств по обслуживанию маршрутов заключает договора аренды на транспортную технику с индивидуальными предпринимателями. Данная система функционирует уже более 15 лет и используют её большинство транспортных компаний Республики Казахстан. Однако, только Восточно-Казахстанской области налоговые органы считают такую систему, связанную с привлечением режима ИП незаконной, так как, по их мнению, она является для предпринимателей инструментом сокрытия налогов. В этой связи ДГД проводятся массовые проверки перевозчиков городского транспорта, что приводит к огромным доначислениям и многолетним судебным тяжбам. В итоге предприятия-перевозчики терпят колоссальные убытки, которые в ближайшее время могут привести к фактической остановке работы и всего городского пассажирского транспорта. Вместе с тем, на основании Гражданского Кодекса Республики Казахстан данная схема является законной и полностью соответствует гражданскому законодательству. Просим, обеспечить МИО субсидирование по понесенным убыткам перевозчиков.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

Восточно-Казахстанская РПП

Предложение по решению проблемы:

Проработка вопроса с заинтересованными госорганами

Пути решения:

1. Направить предложения в МИР РК. 2. Провести совещание с заинтересованными госорганами, местными исполнительными органами и субъектами предпринимательства. 3. Подготовить детальную информацию о проводимой работе по тарифообразованию и субсидированию социально значимых автобусных перевозок пассажиров в регионах для организации совещания в Правительстве РК на уровне Первого заместителя Премьер-Министра РК, курирующего данную отрасль. 4. Принять единообразную практику по налоговому администрированию городских автоперевозчиков.

Дата включения в реестр:

2017-07-19 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-12-22 00:00:00

Ход исполнения:
15.08.2018; 6 июня т.г. в рамках исполнения протокольного поручения Первого Вице-Премьера РК Мамина от 21 мая 2018г. проведена встреча с Первым вице-министром национальной экономики Даленовым Р.Е. по вопросу освобождения перевозчиков от уплаты КПН и НДС. Министерство национальной экономики РК поддержана позиция по временному освобождению перевозчиков от уплаты НДС на 2 года. в настоящий момент прорабатывается вопрос внесения изменений в Налоговый кодекс.
17.01.2018; 25 декабря 2017 г. проведено совещание у Первого заместителя Премьер Министра РК Мамина А.У. по проблемам автобусных перевозок. МИР РК совместно с НПП РК и государственными органами дано поручение о разработке проекта Комплексной программы развития пассажирских автобусных перевозок с учетом: - тарифообразования и субсидирования; - отмены КПН и НДС; - обновления автобусов с учетом развития отечественного производства и т.д. в настоящий момент проект Комплексной программы на стадии разработки и обсуждения.
23.10.2017; На протяжении 2016-2017 гг. НПП РК совместно с МИР РК и отраслевыми ассоциациями неоднократно инициировало и принимало участие по данному вопросу в совещаниях под председательством заместителя Премьер-Министра РК Назарбаевой Д.Н. (22 февраля 2016г.), Первого заместителя Премьер-Министра РК Сагинтаева Б.А. (30 марта 2016г.), вице-министров по инвестициям и развитию РК Камалиева Б.С. (9 ноября 2016г.) и Скляра Р.В. (9 февраля 2017г.), а также в рамках заседания Рабочей группы по развитию транспортной политики с участием МИО (5 июля 2017г.). По итогам вышеперечисленных совещаний и принятых решений о необходимости МИО проведения субсидирования убытков перевозчиков в полном объеме, ситуация на сегодняшний день не изменилась. В мае 2017 года в МИР РК на совещании по вопросам развития автотранспортной отрасли озвучены предложения от субъектов бизнеса о необходимости разработки Программы по приобретению автобусов отечественного производства по льготным ставкам 0-4% «Сәтті Сапар» (по аналогии кредитования легкового автотранспорта). Проект данной Программы находится на внутриведомственном согласовании МИР РК. Также, 20.10.2017г. данный вопрос был рассмотрен на заседании Совета по вопросам развития транспортной отрасли. МИР РК принято решение о необходимости направления письма на имя Первого заместителя Премьер Министра РК Мамина А.У. в части снижения первоначального взноса с 30% до 10 % для приобретения авто в рамках лизинга. В рамках разработки нового Налогового кодекса предложение по снижению налоговой нагрузки (отмена КПМ и НДС для пассажирского транспорта) не поддержано Департаментом налогообложения.
30.07.2019; 4 апреля т.г. в рамках заседания РГ по разработке нового Налогового кодекса поддержаны поправки НПП РК в ст. 394 в части освобождаются от налога на добавленную стоимость услуг по регулярным автомобильным перевозкам пассажиров и багажа в городском (сельском), пригородном, внутрирайонном, межрайонном (междугороднем внутриобластном) сообщении. В рамках рассмотрения экспертного заключения в НПП РК поступил проект приказа МНЭ РК "О проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» (Вх № 07864/19 ОТ 18.06.2019) в рамках которого учтены предложения в НПП РК. Проект Налогового кодекса планируется рассмотреть в сентябре т.г. в Мажилисе Парламента РК.
Одобрено государственным органом
Ответственный исполнитель:

Амрин Мурат Амангельдиевич

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК

Руководитель подразделения:

Дженалинов Рустан Жанатович

Директор

ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК

Скачать

Partners