astana-view

Реестр проблем

№59

Определение нормативов эмиссий в окружающую среду

Ранее №572. Определение нормативов эмиссий в окружающую среду В настоящее время назрела крайняя необходимость пересмотра ряда установленных нормативов эмиссий в окружающую среду, так как на практике крупные промышленные гиганты сталкиваются с непреодолимыми проблемами, возникающими в следствии коллизий норм законодательства. Так, государственные уполномоченные органы в области охраны окружающей среды, опираясь на пункт 44 Методики определения нормативов эмиссий в окружающую среду, утвержденной Приказом и.о. Министра окружающей среды и водных ресурсов РК от 11 декабря 2013 года № 379-Ө (далее - Методика), который гласит: «Если фактический сброс действующего предприятия меньше расчетного ПДС, то в качестве ПДС принимается фактический сброс», требуют от предприятий установления лимитов сбросов по всем без исключения загрязняющим веществам на уровне достигнутого, без учета того, что по ряду веществ фактические концентрации не превышают ПДК рыбных хозяйств. При этом, пункт 53 Методики гласит: «Если сброс сточных вод действующим предприятием осуществляется с превышением нормативов ПДС и значения ПДС по причинам объективного характера в настоящее время не могут быть достигнуты, предусматривается поэтапное снижение сбросов загрязняющих веществ до значений, обеспечивающих соблюдение ПДК в контрольном створе». Из вышеперечисленного следует, что в случаях, когда действующее предприятие осуществляет сброс сточных вод с превышением нормативов ПДС, а значения ПДС по объективным причинам в данное время не может быть достигнуто, предприятию дана возможность поэтапного снижения сбросов загрязняющих веществ до значений, обеспечивающих соблюдение ПДК в контрольном створе, но никак не ниже их. Однако, в случаях, когда действующее предприятие осуществляет сброс сточных вод ниже нормативов ПДС, то есть не нарушает установленные нормативы ПДС, данному предприятию не применяются меры поощряющего характера, а наоборот ставятся наиболее жесткие ограничения в виде применения в качестве ПДС фактический сброс.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

Восточно-Казахстанская РПП

Предложение по решению проблемы:

В Методику определения нормативов эмиссий в окружающую среду внести изменение, чтобы в случаях, когда фактический сброс действующего предприятия меньше расчетного ПДС, применялось значение расчетного ПДС, а не фактический сброс.

Пути решения:

Внести изменения и дополнения в Приказ и.о. Министра окружающей среды и водных ресурсов РК от 11 декабря 2013 года № 379-Ө в части изложения пункта 44 «Методики определения нормативов эмиссий в окружающую среду» (приложение к приказу) в следующей редакции: «Если фактический сброс действующего предприятия меньше расчетного ПДС, то в качестве норматива принимается значения расчетного ПДС».

Дата включения в реестр:

2016-11-11 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2016-12-08 00:00:00

Ход исполнения:
01.07.2017; По данной проблеме было направлено письмо в КЭРК и ГИНК МЭ РК исх. № 9317 от 08.08.2015 г. и получен ответ по разъяснению норм Методики определения нормативов эмиссий в окружающую среду, утвержденную приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 16 апреля 2012 года № 110-ө (далее - Методика) (вх. № 1/8325 от 14.09.2015 г.). Далее направлены предложения в рамках экспертного заключения от 14.12.2015 г. исх. № 14679. На данное экспертное заключение уполномоченным органом представлена отрицательная позиция (вх. №1417 от 4.02.2016 г.). На представленные аргументы уполномоченного органа Департаментом направлены дополнительные доводы о необходимости принятия инициированных поправок (исх. №1557 от 17.02.2016 г.), копия также направлена в Министерство юстиции. Комитетом экологии дополнительные доводы не были учтены и изменения в Методику не внесены. При этом, в рамках экспертного заключения к доработанному проекту приказа Министра энергетик РК «О внесении изменений в приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 16 апреля 2012 года №110-ө «Об утверждении Методики определения нормативов эмиссий в окружающую среду» (исх. 4555 от 12.05.2016 г.) Департамент экологии повторно написал о необходимости внести изменения в Методику. Однако Комитетом экологического регулирования и контроля данные предложения поддержаны не были. 30 июня 2017 года было еще раз направленно предложение в Министерство энергетики РК по внесению изменений в Методику (исх. №6516/Б-06). Департаментом экологии дополнительно будет направлено письмо в Комитет экологического регулирования и контроля Министерства энергетики РК.
02.08.2019; В настоящее время данный вопрос прорабатывается в рамках разработки новой редакции Экологического кодекса РК, также проходит обсуждение с заинтересованными лицами, в том числе субъектами бизнеса
02.12.2016; Поправки, исключающие данный административный барьер, направлены в государственный орган-разработчик проекта приказа Министра энергетики РК «О внесении изменений в приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 16 апреля 2012 года № 110-ө «Об утверждении Методики определения нормативов эмиссий в окружающую среду» (экспертное заключение НПП РК от 14.12.2015 №14679). 28.03.2016г. - На данное экспертное заключение уполномоченным органом представлена отрицательная позиция (вх. №1417 от 4.02.2016 г.). На представленные аргументы уполномоченного органа Департаментом направлены дополнительные доводы о необходимости принятия инициированных поправок (исх. №1557 от 17.02.2016 г.), копия также направлена в Министерство юстиции. Дополнительные доводы на данный момент рассматриваются государственным органом.
04.07.2017; направленно письмо (исх. "6642/13 от 03.07.2017 г.) в КЭРК МЭ РК с предложением о внесении изменений в Методику определения нормативов эмиссий в ОС
11.07.2017; направленно письмо (исх. "6642/13 от 03.07.2017 г.) в КЭРК МЭ РК с предложением о внесении изменений в Методику определения нормативов эмиссий в ОС
14.02.2023; Вопрос прорабатывался повторно в рамках поручения ЗПМ РК № 17-13/3045. Уполномоченным госорганом вопрос отклонен (позиция прилагается). В ответ на вышеуказанное поручение направлена позиция НПП (исх. № 09263/09 ОТ 22.07.2022).
16.02.2018; данный вопрос был поднят на совещании под руководством Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Досаева Е.А., по итогом которого было дано поручение МЭ РК внести изменения в методику.
16.02.2020; Данный вопрос прорабатывается в рамках разработки новой редакции Экологического кодекса РК.
19.05.2020; Данный вопрос прорабатывается в рамках разработки новой редакции Экологического кодекса РК.
20.02.2018; Департамент экологии направил письмо в КЭРК МЭ РК с обоснованием необходимости внесения изменений в Методику
20.02.2018; КЭРК МЭ РК во исполнение пункта 6.2 Протокола совещания под руководством Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Досаева Е.А. по некоторым проблемным вопросам предпринимательства. направил свою позицию о не согласии внесения изменений в Методику.
Отклонено государственными органами
Ответственный исполнитель:

Қарымсақ Адина Қайратқызы

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОЛОГИИ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Руководитель подразделения:

Қарымсақ Адина Қайратқызы

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОЛОГИИ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Скачать

Partners