Реестр проблем
Невозможность пересмотра санитарно-защитных зон производственных объектов в меньшую сторону с учетом их фактической зоны загрязнения, снижения объемов производства, внедрения новых технологий и возможностей.
Ранее №579. Невозможность пересмотра санитарно-защитных зон производственных объектов в меньшую сторону с учетом их фактической зоны загрязнения, снижения объемов производства, внедрения новых технологий и возможностей. Проблема актуальна в тех случаях, когда селитебные территории, здания и сооружения жилищно-гражданского назначения попали в санитарно-защитную зону производственных объектов по независящим от них обстоятельствам, и фактическая зона негативного влияния которых является существенно меньше установленных санитарными правилами минимальных размеров санитарно-защитных зон.
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
Восточно-Казахстанская РПП
Предложение по решению проблемы:
Внести изменения в Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно-защитной зоны производственных объектов» № 237 от 20 марта 2015 г., в частности предусмотреть возможность установления границ СЗЗ в зависимости от фактического воздействия и реальной угрозы здоровью населения. Так как СЗЗ установлены в зависимости от класса опасности объектов без учета количества выбросов, новых возможностей современных технологий, современных возможностей снижения объемов производства.
Пути решения:
Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно-защитной зоны производственных объектов», Приказ Министра национальной экономики РК от 20 марта 2015 г. № 237
Дата включения в реестр:
2016-11-11 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2016-12-31 00:00:00
Ход исполнения:
02.08.2019; В настоящее время, МЗ РК ведется работа по доработке проекта Приказа с учетом замечаний и предложений МИР РК и МЭ РК. Планируемая дата внесения проекта Приказа на рассмотрение и согласование конец 3 квартала 2019 года02.12.2016; Данная проблема находится на рассмотрении, изучается опыт и практика соседних и зарубежных стран по методам и принципам установления санитарно-защитных зон в целях выработки обоснований и направления предложений по внесению изменений в санитарно-эпидемиологические требования по установлению СЗЗ производственных объектов в Комитет по защите прав потребителей министерства национальной экономики Республики Казахстан. 28.03.2016г. - Сложность данного вопроса заключается в том, что анализ международной практики (Канада, США, Австралия, Россия) показывает, что размеры СЗЗ в Казахстане соответствуют международному опыту. В этой связи Департаментом продолжается изучение других практик формирования СЗЗ, которые позволили бы снизить минимальное значение. Также Департамент ждет от РПП ВКО, инициировавшей включение данного вопроса в Реестр проблем, позиций местных государственных органов относительно изменения СЗЗ. Департамент экологии направил письмо в Комитет по защите прав потребителей МНЭ РК (исх. № 3980 от 25.04.2016 г.).
04.07.2017; В рамках решения данного вопроса Департамент экологии направил запрос в Комитет по защите прав потребителей (далее – Комитет) МНЭ РК (исх.3980 от 25.04.2016). В свою очередь, Комитет сообщает следующие (вх. 5985 от 13.05.2016), что ныне действующие Санитарные правила позволяют пересматривать размеры СЗЗ для действующих предприятий, согласно с проектом расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия. При этом для новых объектов, расчетный размер СЗЗ не может меньше, установленного размера СЗЗ по классификатору. Данное предложение логично так, как сохраняется возможность выбора другого земельного участка, перепрофилирование объекта и др. при условии гарантированного сохранения безопасных условий для проживания и здоровья населения. Также были направленны предложения в рамках экспертного (исх. №6546/13 от 30.06.2017 г.) о снижении сроков систематических непрерывных натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха до двух лет которые необходимы для изменения размера (уменьшение, увеличение) СЗЗ.
11.07.2017; В рамках решения данного вопроса Департамент экологии направил запрос в Комитет по защите прав потребителей (далее – Комитет) МНЭ РК (исх.3980 от 25.04.2016). В свою очередь, Комитет сообщает следующие (вх. 5985 от 13.05.2016), что ныне действующие Санитарные правила позволяют пересматривать размеры СЗЗ для действующих предприятий, согласно с проектом расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия. При этом для новых объектов, расчетный размер СЗЗ не может меньше, установленного размера СЗЗ по классификатору. Данное предложение логично так, как сохраняется возможность выбора другого земельного участка, перепрофилирование объекта и др. при условии гарантированного сохранения безопасных условий для проживания и здоровья населения. Также были направленны предложения в рамках экспертного (исх. №6546/13 от 30.06.2017 г.) о снижении сроков систематических непрерывных натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха до двух лет которые необходимы для изменения размера (уменьшение, увеличение) СЗЗ.
12.02.2019; Направлено письмо в МЗ РК (исх. № 738/Б-06 от 28.01.19 г.) касательно уточнения по срокам утверждения проекта Приказа МЗ РК«Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно-защитной зоны производственных объектов» . Получен ответ от МЗ РК (исх. № 19-1-19/1853 от 11.02.2019 г.) о том, что проект Приказа находится на согласовании у гос.органов. В настоящее время отрабатываются замечания Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
12.07.2017; В рамках решения данного вопроса Департамент экологии направил запрос в Комитет по защите прав потребителей (далее – Комитет) МНЭ РК (исх.3980 от 25.04.2016). В свою очередь, Комитет сообщает следующие (вх. 5985 от 13.05.2016), что ныне действующие Санитарные правила позволяют пересматривать размеры СЗЗ для действующих предприятий, согласно с проектом расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия. При этом для новых объектов, расчетный размер СЗЗ не может меньше, установленного размера СЗЗ по классификатору. Данное предложение логично так, как сохраняется возможность выбора другого земельного участка, перепрофилирование объекта и др. при условии гарантированного сохранения безопасных условий для проживания и здоровья населения. Также были направленны предложения в рамках экспертного (исх. №6546/13 от 30.06.2017 г.) о снижении сроков систематических непрерывных натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха до двух лет которые необходимы для изменения размера (уменьшение, увеличение) СЗЗ.
16.02.2020; Департаментом был подготовлен запрос (исх. № СЗ-Б-06/00549 от 24.01.2019 г.) в РПП касательно предоставления информации о случаях отказа в пересмотре СЗЗ. По представленным данным РПП необоснованных отказов (т.е. без представления, соответствующего обоснования по уменьшению СЗЗ, в том числе мониторинга за 3-х летний период) в пересмотре санитарно-защитных зон производственных объектов не было. В этой связи Департаментом было направлено СЗ № СЗ-Б-08/11325 ОТ 24.12.2019 об исключении данного вопроса из Реестра. В настоящее время СЗ находится на рассмотрении РПП ВКО.
22.05.2020; Департаментом был подготовлен запрос (исх. № СЗ-Б-06/00549 от 24.01.2019 г.) в РПП касательно предоставления информации о случаях отказа в пересмотре СЗЗ. По представленным данным РПП необоснованных отказов (т.е. без представления, соответствующего обоснования по уменьшению СЗЗ, в том числе мониторинга за 3-х летний период) в пересмотре санитарно-защитных зон производственных объектов не было.
31.08.2017; Департаментом экологии в рамках экспертного заключения (исх. № 6546/13 от 30.07.17 г.) были даны предложения об исключении установления минимальных размеров СЗЗ. Письмом МЗ РК (исх. № 19-1-23/3799-и от 24.08.2017 г.) данное предложение было поддержано. Приказ находится на подписании.
Ответственный исполнитель:
Қарымсақ Адина Қайратқызы
Управляющий директор- директор Департамента
ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОЛОГИИ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Руководитель подразделения:
Қарымсақ Адина Қайратқызы
Управляющий директор- директор Департамента
ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОЛОГИИ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ