astana-view

Реестр проблем

№948

Вопрос по утильсбору.

Вопрос введения утильсбора на кабельно-проводниковую продукцию (далее – КПП) неоднократно рассматривался на площадке НПП с участием всех заинтересованных ассоциаций (строителей, энергетиков, недропользователей и др.) и был поддержан с целью развития отечественного производства. Соответствующая норма была внесена в Экологический кодекс в 2019 году. Справочно: Согласно Протокола заседания Правления НПП РК «Атамекен» от 30 сентября 2019 года №69, вопрос введения утилизационного сбора на кабельно-проводниковую продукцию концептуально поддержан. В реализацию внесенных изменений в ЭК РК были разработаны Правила, предусматривающие возврат средств ОТП, ранее уплаченных в качестве утильсбора. В апреле 2021 года внесены изменения в Перечень продукции, на которую распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и Методику расчета платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, согласно которым введен утилизационный сбор на КПП и определена ставка в размере 5% от инвойсной стоимости. В ответ на поступивший в мае 2020 года на согласование проект Правил стимулирования производства в Республике Казахстан кабельно-проводниковой продукции: экологически безопасной (негорючей и (или) с пониженной пожароопасностью и малым дымо- и газовыделением); отходы которой являются перерабатываемыми на территории Республики Казахстан, НПП были направлены замечания, учитывающие позиции субъектов бизнеса. В мае 2021 года внесены изменения и дополнения в Правила стимулирования, с учетом частичного смягчения квалификационных требований к отечественным производителям, однако внесенные изменения до конца не урегулировали вопрос распространения мер стимулирования на некоторых производителей КПП. 10 июля 2019 года на площадке НПП состоялось общественное обсуждение АРВ по введению утилизационного сбора на сельхозтехнику (тракторы, комбайны), подготовленного МИИР РК. По результатам обсуждения было выработано консолидированное мнение бизнеса о введении утильсбора только на те категории сельхозтехники, которые производятся в РК. На категории сельхозтехники, которые не производятся в РК, введение утильсбора предусмотреть после организации их производства. В результате 5 декабря 2019 года был введен утилизационный платеж на сельскохозяйственную технику, производство которой налажено в Казахстане, с целью развития отечественного производства. Однако, в июне 2020 году Правительством было инициировано внесение изменений по распространению утильсбора на импортируемую сельхозтехнику. На сегодняшний день размер утилизационного сбора на сегодняшний день достигает 11,7 млн. тенге за трактор и 13,1 млн. тенге за комбайн. При этом ассортимент и качество производимой в Казахстане сельхозтехники не способны удовлетворить все потребности аграриев в современной высокоэффективной технике. Потребности рынка планировалось покрыть за счет привлечения к производству John Deere, Claas, Case, New Holland и т.д. Однако на текущий момент в Казахстане нет заявленной произведенной сельхозтехники с соответствующим уровнем локализации. Прием вышедшей из эксплуатации сельхозтехники осуществляется с 2020 года. Сельхозтоваропроизводители сдают устаревшую с/х технику взамен на скидочный сертификат для приобретения новой с/х техники. Стоимость сертификата в случае полной комплектации техники составляет для тракторов – 1 млн. тг, для комбайнов – 2 млн. тг. При этом сельхозтоваропроизводители не могут использовать сертификат для покупки техники западных марок в виду отсутствия их производства на территории РК. Утильсбор на автотранспортные средства действует с 2016 года. В настоящий момент отечественные международные автомобильные грузоперевозчики поднимают вопрос необходимости пересмотра действующих коэффициентов утилизационного сбора. Инициатива аргументируется тем, что одним из основных сдерживающих факторов, влияющих на обновление отечественного парка транспортными средствами европейского производства (SCANIA, Mercedes, DAF, Volvo и др.), являются высокие коэффициенты утилизационного сбора (от 1,6 млн. тг. до 5,9 млн. тг). В основном новые АТС европейских марок, таких как SCANIA, Mercedes, DAF, Volvo и др., приобретают крупные компании, отдавая предпочтение их высокому качеству. В свою очередь, субъекты МСБ, не имея дополнительных финансовых средств, приобретают АТС европейского производства экологического класса не ниже Евро-5, со сроком эксплуатации до 5-7 лет, стоимость которых начинается от 20 тыс. евро. Отсутствие необходимых мер поддержки в Казахстане привело к тому, что с 2017 по 2020 гг. наблюдается снижение доли отечественных перевозчиков на рынке международных автотранспортных услуг с 52% до 31% соответственно (2018 г. – 46%, 2019 г. – 37%). Необходимо отметить, что в целях развития международных перевозок в Республике Беларусь АТС экологического класса Евро-6 освобождены от уплаты утилизационного сбора и НДС, в Республике Узбекистан до конца 2022 года от уплаты утилизационного сбора освобождены новые АТС и АТС со сроком эксплуатации до 4-х лет. Следует отметить, что 10 июля т.г. на расширенном заседании Правительсва РК Президентом Токаевым К-Ж.К. озвучен вопрос высокого утилизационного сбора для обновления парка грузого автотранспорта и дано поручение о необходимости совершенствования государственной политики в сфере международных автомобильных перевозок, в том числе по вопросам утилизационного сбора. Данный вопрос неоднократно был рассмотрен на совещаниях по проблемным вопросам предпринимательства под председательством Первого заместителя Премьер-Министра РК Смаилова А.А., по итогам которых Министерству экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан даны поручения о проработке вопроса по снижению коэффициентов утилизационного сбора и освобождения от уплаты сбора за первичную регистрацию для отечественных перевозчиков. Однако, уполномоченные органы выступают за сохранение действующих коэффициентов утилизационного сбора ввиду того, что в Казахстане имеется производство грузовых АТС. Уполномоченными органами предложена альтернатива в части улучшения финансовых условий и послабляющих льгот при приобретении транспорта отечественного производства (КАМАЗ, MAN, Iveco), а также прорабатывается организация производства европейских тягачей марки SCANIA и VOLVO. Также необходимо отметить, что даже при выгодных льготных условиях приобретения АТС отечественной сборки (лизинг 3% до 5 лет), казахстанские транспортные компании не заинтересованы в их покупке ввиду неиспользования их на международных перевозках, высокой стоимости (порядка 100 тыс. долл. США) и неконкурентоспособности перед европейскими моделями.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ОЮЛ и ИП в форме союза «Союз Независимого АвтоБизнеса Казахстана»

Предложение по решению проблемы:

#46 1. В целях урегулирования вопроса разногласий между производителями предлагается внести корректирующие поправки и изменения в Правила стимулирования, позволяющие всем отечественным производителям КПП получить меры поддержки с минимальной административной нагрузкой. 2. В целях развития сельского хозяйства и предоставления возможности обновления парка сельскохозяйственной техники предлагается снизить базовые ставки и коэффициенты платы за утилизацию на отдельные виды сельхозтехники. Дополнительно предлагается увеличить номинал сертификата, получаемого взамен сданной на утилизацию устаревшей техники в 2 раза. 3.В целях улучшения благоприятных условий по обновлению парка АТС предлагается пересмотреть коэффициенты утилизационного бсора в сторону снижения. Снизить коэффициенты утилизационного сбора транспортным компаниям, имеющим допуск на осуществление международных перевозок, которые импортируют транспортные средства, для дальнейшей эксплуатации на международных перевозках, с полной массой:  «от 12,01 тонн до 20 тонн» с 21 до 5;  «от 20,01 тонн до 50 тонн» с 41 до 5;  для седельных тягачей «от 20 тонн до 50 тонн» с 11 до 5. Более того, в целях стимулирования в обновлении и пополнении автотранспортными средствами с минимальным сроком эксплуатации, для дальнейшей эксплуатации на международных перевозках, считаем необходимым предусмотреть следующую градацию:  от 0 до 3 лет коэффициент утилизационного сбора составляет 3;  от 3 до 5 лет коэффициент утилизационного сбора составляет 5; При этом транспорт должен соответствовать экологическому классу Евро 5 и выше, со сроком эксплуатации не более 5 лет с даты выпуска включительно. В целях предупреждения спекуляций запретить плательщикам продажу, импортированного транспортного средства в течение трех лет с даты первичной государственной регистрации.

Пути решения:

1. Направить запрос в МЭГПР РК, МИИР РК, МСХ РК; 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.

Дата включения в реестр:

2021-10-28 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2022-02-01 00:00:00

Ход исполнения:
На рассмотрении НПП
Ответственный исполнитель:

Қарымсақ Адина Қайратқызы

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ И ЭКОЛОГИИ

Руководитель подразделения:

Құдайбергенов Дінмұхаммед Нұрланүлы

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ И ЭКОЛОГИИ

Partners