Сколько будут получать наставники на предприятиях?
О том, какие изменения ждут всех участников трехстороннего договора по дуальному обучению рассказали в Региональной палате предпринимателей заместитель директора департамента развития человеческого капитала НПП РК «Атамекен» Лязат Шонаева, заместитель директора департамента развития системы государственного финансирования образования АО «Финансовый центр» Айнур Кадесова, заместитель департамента технического и профессионального образования МОН РК Ернат Жунусов.
За круглым столом в РПП встретились предприниматели, руководители колледжей. Представители НПП «Атамекен» по профессиональному образованию из четырех регионов страны: Акмолинской, Северо-Казахстанской, Костанайской и Карагандинской областей. Участникам встречи спикеры рассказали, что по предложению НПП РК «Атамекен» и самих работодателей наставничество включено в законодательство, также утвержден типовой договор по дуальному образованию.
Открывая встречу, Лязат Шонаева акцентировала внимание на том, что в последнее время возникло недопонимание между всеми участниками договора. От руководителей предприятий стали поступать жалобы о недостаточной подготовке будущих специалистов, директора колледжей считают, что если студент 60 процентов времени проводит на предприятии, то ответственность за него несет руководитель практики, а студенты вообще не знают, зачем получают ту или иную профессию.
«Если сравнить дуальное обучение в Казахстане и Германии, то здесь сразу определится один из самых важных аспектов: в Германии молодой человек, еще учась в школе уже знает кем он станет. Там детей средней школы раз в неделю везут на экскурсию на предприятия. Таким образом, заканчивая школу, молодой человек окончательно определяется с выбором профессии. У нас же в колледж идут, чтобы получить образование и неважно какое. Школа выставляет за порог ученика, чтобы он не портил показатели перед ЕНТ. Родители хотят, чтобы их ребенок был хоть чем-то занят. А колледж, набрав ребят, ломает голову, куда их потом пристроить» - сказала Лязат Шонаева.
Таким образом, практически ничего не знающие студенты попадают на предприятия, где им приходится учиться азам профессии. Предприниматели поддержали коллегу, заметив, что и сами педагоги колледжей не всегда компетентны. А многие из них никогда не были на предприятиях. Также предприниматели посетовали на то, что по трехстороннему договору им приходится набирать определенное количество студентов. На каждого из них приходятся финансовые затраты, так как студенты используют много расходного материала, превращая его в брак. Никто предпринимателям убытки не возмещает. Более того, половина обучающихся студентов никогда не станет работать по выбранной профессии. На их чаяния Лязат Шонаева ответила, что ни один руководитель колледжа не вправе заставлять предпринимателя брать по дуальному обучению определенное количество студентов.
«Вы сами решаете кого брать на обучение. И неважно, будет это один или 10 человек» - подчеркнула Лязат Шонаева.
Именно поэтому и возникла необходимость института наставничества. Со следующего года на предприятиях будут работать наставники, которые за обучение молодых специалистов будут получать деньги.
«Есть определенная методика, расчеты подушевого финансирования, в которых отражена оплата наставникам. В них будут внесены некоторые изменения. И наставник будет получать оплату в зависимости от сложности производственного обучения» - сообщила Айнур Кадесова.
Поддержал коллегу и заместитель департамента технического и профессионального образования МОН РК Ернат Жунусов.
«На требованиях работодателей мы разработаем образовательные программы. Институт наставничества создан для того, чтобы у мастеров на производстве появился стимул обучать наших студентов. А колледжи будут, как и раньше давать им теоретические знания. Только вместе мы сможем дать стране высококвалифицированных специалистов» - сказал Ернат Жунусов.
И уже с начала 2019 года в учебных заведениях планируется ввести подушевое финансировани, где предусмотрена оплата наставникам, что для него является стимулом в работе при обучении на рабочем месте.
«В рамках программы планируется оплата наставников в сумме от шести тысяч до восьми тысяч на одного учащегося в месяц. Если наставник берёт, к примеру, 10 учащихся, то в месяц получит 60 тысяч или 80 тысяч тенге. Это дополнительный стимул для предприятий. Предприятия призываем активно принять участие в дуальном обучении», – отметил заместитель Департамента ТиПО МОН РК Ернат Жунусов.
Сейчас, отметили представители Министерства образования, стоит вопрос, кому колледж будет оплачивать за наставничество – работодателю, чтоб он в дальнейшем оценивал работу наставников или самому наставнику. Этот вопрос ещё прорабатывается на уровне министерства. Между тем, по мнению работодателей, логичнее будет, если предприятие само будет производить эту процедуру.
Одним из главных участников в реализации дуального обучения выступает предприятие и его наставник. В этих условиях, по инициативе НПП РК «Атамекен» РК организовала «Школу наставничества», по которой уже в Карагандинской области прошли обучение и сертифицированы 130 наставников из 24 предприятиях. Палата оказывает консультационную и методическую помощь наставникам.
Оставьте комментарий:
Комментарии: