Экспортер платит дважды: почему сделки добросовестного бизнеса признаются недействительными
Костанайские экспортеры продолжают сталкиваться с исками о признании сделок недействительными. На то, чтобы доказать свою правоту, у бизнесменов уходит много времени, нервов и денег. В чем причина и как обезопасить себя от двойной налоговой нагрузки, разбирались на совещании в Палате предпринимателей Костанайской области.
«Закуп осуществляется по всему Казахстану большими объемами. Соответственно, много поставщиков, среди которых могут оказаться и недобросовестные контрагенты. На повестке дня вопросы: как снизить налоговый риск при осуществлении предпринимательской деятельности и оградить добросовестный бизнес от вовлечения в орбиту судебных тяжб», - открыл заседание директор Палаты предпринимателей Костанайской области Данияр Кузенбаев.
Основанием для исков чаще всего служит отказ крестьян от самого факта продажи. Недавно Палате предпринимателей удалось «отбить» 4 сделки и отстоять права экспортера, который столкнулся с такой ситуацией, закупив сафлор у крестьянских хозяйств в Западно-Казахстанской области.
«В ходе камерального контроля сотрудники Департамента госдоходов взяли объяснительные у данных КХ, и те пояснили, что не продавали сафлор нашей компании. Встал вопрос о признании сделки недействительной. Мы подняли все документы, в которых были платежные поручения, свидетельствующие о безналичной оплате. Если они не продавали, то на каком основании получили перевод? После этих аргументов органы госдоходов не стали направлять иск в суд», - рассказал заместитель директора Палаты предпринимателей Костанайской области Самат Садвакасов.
А вот предприятию, которое закупило скот стоимостью 450 млн тенге в Северо-Казахстанской области, повезло гораздо меньше. Компания рассчиталась за товар наличкой, о чем имелась расписка. Тем не менее крестьянин отказался от сделки, и она была признана в суде недействительной. В итоге предприятие понесло убытки в 150 млн тенге и сейчас находится на грани банкротства.
Почему крестьяне подставляют экспортеров? Зачастую так делают посредники, которые сами ничего не выращивают и не производят. Они закупают у соседних хозяйств товар или завозят из-за границы по «серым» схемам и продают его крупным компаниям, на которых потом и валятся все налоговые шишки.
«Мы, мукомолы, являемся производителями, а не перекупщиками, платим налоги. Зерно закупаем в больших объемах. Мы не можем знать точно, сам крестьянин вырастил зерно или завез его откуда-то. А потом налоговики отнимают у нас много времени проверками. Неужели нельзя на границе контролировать ввоз «серого» зерна?», - выступил гендиректор ТОО «Бест Костанай» Видади Юсубов.
Как отметил представитель ДГД Костанайской области Шынкусхан Есмуханов, пока у налоговых органов таких полномочий нет – на территории погранпостов они осуществлять проверки не могут. Однако вопрос уже обсуждается. Если он будет решен положительно, представители налоговых органов смогут досматривать фуры и взвешивать зерно, которое ввозят на территорию Казахстана.
«Сейчас на рассмотрение правительства поступила жалоба Зернового союза Казахстана. На сегодняшний день казахстанские аграрии несут большие убытки из-за нелегальных перетоков зерновой продукции. Объемы их довольно значительные. Это влияет на цены на внутреннем рынке, потому что более дешевая продукция, импортируемая с рынка Российской Федерации, не дает возможность увеличить стоимость продукции местного производства. С учетом затрат наших аграриев маржинальность страдает значительно», - пояснил Шынкусхан Есмуханов.
Как бы то ни было зернотрейдеры и мукомолы самостоятельно отследить происхождение товара не могут, а значит несут определенные риски. На сегодняшний день в костанайских судах находятся 7 исков о признании сделок недействительными. А судебный процесс, как известно, - это время и деньги. Чтобы уменьшить издержки предпринимателей, по инициативе НПП РК «Атамекен» при ДГД были созданы Комиссии по досудебному урегулированию споров по подаче в суд исков о признании сделок недействительными.
Оставьте комментарий:
Комментарии: