ПУТЕШЕСТВИЯ МЕЛКИМИ ПЕРЕБЕЖКАМИ? ИЛИ МНЕНИЯ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПОЕЗДОК ТАКСИ
Инициатива министерства транспорта РК об ограничении поездок сервисов такси до 50 километров, чтобы пассажиры больше пользовались междугородними автобусами, как относительно безопасным средством передвижения, вызвала бурное обсуждение в сети и в салонах такси.
«Потому что сейчас люди предпочитают inDrive, где водители превышают допустимую скорость и доезжают быстрей. Когда у нас будет «средняя скорость», то разница будет небольшая у автобуса и легкового авто», – сказал Марат Карабаев.
В кулуарах он уточнил, что в основном ДТП случаются с водителями, которые занимаются перевозками.
«В Мажилисе законопроект прошел, сейчас находится в Сенате. Как выйдут депутаты из отпуска, полагаю, в сентябре-октябре, отработаем», – резюмировал министр.
Из числа опрошеных нами респондентов с таким мнением министра не согласился никто.
«Такие рассуждения и предлагаемые решения я считаю, по меньшей мере, необоснованными, а используемые «факты» и аргументы Министра зачастую между собой не связаны и не имеют прямой причинно-следственной связи. Подобное ограничение я воспринимаю как административный барьер для бизнеса и развития конкуренции. Вероятно, для безопасности поездок на такси, нужен какой-то механизм контроля за технической исправностью авто, междугородних трасс, состоянием здоровья водителей и ограничения скорости, но никак не протяженности маршрута в 50 километров. Мы продвигаем цифровизацию, технологии и добились того уровня, когда каждый казахстанец может легко организовать свою поездку. Нельзя решать вопрос ограничениями, и влезать в рыночные процессы для развития автобусных маршрутов, иначе мы рискуем погубить целую отрасль, которая создает тысячи рабочих мест. При этом я достоверно знаю, что за лидеров отрасли борются и другие государства - многие из них хотят, чтобы головная компания того же InDrive размещалась у них». - выразил свою точку зрения директор палаты предпринимателей «Атамекен» г. Алматы Нурсултан Шоканов
«Создается впечатление, что Минтранс плохо понимает рынок, который обязан развивать. Чтобы потребитель выбирал автобусы, он должен обеспечить качественный сервис - развитую маршрутную сеть и гибкий график, комфортные условия на вокзале и во время поездки, возможность отправлять курьерские посылки и так далее», - высказался о выступлении Карабаева депутат Мажилиса Никита Шаталов в своем Telegram-канале.
«Запрещать таксистам ездить больше 50 км. – это бред от человека, никогда не сталкивавшегося с такими проблемами. Остановитесь.», - пишет в своем телеграм-канале https://t.me/alibekovkz предприниматель и журналист Бейбит Алибеков
Категорически не поддерживают такое предложение министра транспорта РК и обычные люди, привыкшие к удобству и сервису компаний, предлагающих грузо- и пассажирские перевозки на междугородних линиях.
«Что там опять за новшества с междугородним транспортом? inDrive самый удобный вид транспорта: от дома до дома. Я пенсионерка, мой супруг инвалид. Мне например, это очень удобно, с сумками вышел погрузился, водитель поможет, и до места назначения довезет. Мы ездим и в Боровое, и в санаторий регулярно летом. Я считаю, что не надо никаких новшеств. Куда-то ехать на автовокзал это очень тяжело, затруднительно для пенсионеров. Я за то, чтобы «индрайверы» как были так и оставались. Если и посылку какую-то отправить, из города в город родственникам, это же не почта два-три дня ждать. Всё в ущерб народу, я не понимаю, что это за новшества такие? Ясно для чего это делается, чтобы народ посадить на электрички. Видимо, электрички в убыток пошли. Ну зачем это? Для людей надо - все для людей! Как хотят так и воротят!», - прокомментировала высказываение министра на пресс-конференции в Правительстве пенсионерка из Астаны Асма Сарсенова.
«У меня есть родственники в Талдыкоргане. И мы часто с детьми пользуемся междугородними услугами по перевозке пассажиров и грузов компании inDrive, а последнее время и Yandex. Рсстояние между Алматы и Талдыкорганом порядка 270 километров. Получается, каждые 50 километров мы должны пересаживаться на другое такси? Это же абсурд. А ездить на микроавтобусах с вокзалов для нас неудобно тем, что приходится с чемоданами или сумками ехать на вокзал, платить за такси в городе здесь, потом, доехав до вокзала в другом городе, снова нанимать городское такси и ехать до нужного пункта назначения. Это занимает колоссальное клоичество времени и денег. А что делать тем, кто оправляется из других городов из международного аэропорта Алматы? У них же просто-напросто весь день уйдет на то, чтобы добраться сначала до вокзала, а потом и до аэропорта. Даже представить страшно», - делится мнением 50-летняя жительница г. Алматы Дана Нурмухамбет.
«О каком развитии туризма в Казахстане может идти речь, если приезжающие туристы будут вынуждены каждые 50 километров пересживаться на другое такси или вынужденно путешествовать на автобусах днем? Большинство междугородних авобусов ходят именно днем. И в наш век, когда не хватает на все времени, мы будем вынуждены дожидаться отправки автобуса? Тогда как легковым автотранспортом моно добраться быстрее. Плюс удобство inDrive в том, что каждый пассажир может выбрать удобный для себя транспорт и договориться о времени отправки и цене. А удобство междугородней услуги Yandex в том, что такси приедет в четко назначенное время и довезет до нужного места без происшествий и с комфортом. Для меня лично такое нововведение министра транспорта неудобно. Почему наши власть имущие не думают о простых людях?», - считает 27-летний житель г. Алматы Рустам.
«К примеру, мои сокурсники не имея собственного транспорта летом из Алматы выезжают в тур выходного дня на Капшагай. Нанимают автомобиль inDrive и могут доехать сразу до нужного пляжа. Автобус же едет только до вокзала. И с тяжелым багажом пересаживаться потом в городское такси неудобно. Я считаю, кому удобно ездить с вокзала итак это делают. И тут должна быть альтернатива: автобус или такси», - говорит жительница г. Алматы, студентка Жулдыз.
«У нас к примеру, между аулами все люди ездят на такси, потому что автобусов просто нет. Расстояние между ними бывает и больше 50 км. Работают в этой службе свои же, местные аульчане. И к тому же, представителям старшего поколения также удобнее ездить на такси, когда перевозка осуществляется «от дома до дома». К примеру, родственники моих родителей живут не только в разных селах, но и разных районах области. И на все мероприятия мы выезжаем на автомобилях inDrive. К примеру, я сама прошу водителей при поездке не превышать скорость и строго соблюдать правила дорожного движения ради своей безопасности. Езжу так уже много лет. И пока непонимания со стороны водителей не было», - делится своей точкой зрения жительница Алматинской области Гульнар.
«Я выбираю поездки с inDrive или Yandex потому, что меня сильно укачивает в автобусах. Получается, я буду вынуждена ездить с ущербом для своего здоровья и самочувствия в угоду решения министра? Или каждые 50 километров пересаживаться на другое такси? Или может мне теперь и вовсе отказаться от путешествий и ограничиться четырьмя стенами?», - комментирует высказывание мнистра транспорта 22-х летняя жительница г. Алматы Малика Кадырова.
Приводить здесь остальные комментарии мы сочли излишним, поскольку все они примерно такого же содержания. Негативно об этом высказываются и сами перевозчики. Для большинства из них междугородние пассажироперевозки с официальной регистрацией в компаниях inDrive или Yandex являются единственным источником их семейного дохода. Тут и содержание семьи и выплаты по кредитам и занятость, - говорят они.
Необходимо отметить, что сервис inDrive работает на рынке Казахстана 10 лет. И на сегодня зафиксировано 280 млн.скачиваний приложения.
«Все эти годы мы строго соблюдаем требования регулирующих органов. На сегодняшний день inDrive является самым популярным онлайн -приложением для поиска попутчиков в стране. Удобство таких поездок заключается в том, что с водителем можно поехать в любой город в удобное время и по той цене, о которой водитель и пассажир договорятся сами. Решение об ограничении максимального расстояния по междугородним поездкам затронет огромное количество пассажиров и водителей, и этот вопрос нужно прорабатывать всем участникам рынка совместно с Министерством Транспорта РК», - комментирует свою работу пресс-служба компании.
С юридической же точки зрения – такое ограничение является нарушением прав предпринимателей.
«На наш взгляд, палаты «Атамекен», как защитника прав предпринимателей, такое заявление противоречит ст. 26 Основного закона нашей страны, то есть Конституции. Где прямо оговорено, что «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается». Если в действиях компаний, работающих в сфере пассжирских перевозок, министр или министерство видит какие-то всплески нарушений правил дорожного движения, тогда надо подкрепить это статистикой. Но статистика статистике рознь. Не все ДТП случаются с участием транспортных средств этих компаний», - говорит заместитель директора РПП «Атамекен» г. Алматы по правовым вопросам Мейрамбек Каныбеков.
Комментируя ситуацию он также отметил, что «Глава государства на встрече с представителями бизнеса 12 сентября 2023 года прямо сказал: «Гос.аппарат не должен видеть в каждом бизнесмене потенциального нарушителя закона. Такой подход порождает репрессивый по своей сути характер администрирования. Государство обязано помогать предпринимателям», - в дополнение к своим словам процитировал высказывание Президента Касым-Жомарта Токаева заместитель директора РПП «Атамекен» г. Алматы по правовым вопросам.
Да, в мировой практике, есть опыт, когда такого рода агрегаторы не могут везти более 50 км. Однако по мнению Каныбекова, надо посмотреть транспортные узлы этих стран. Если это карликовые страны, где протяженость автомобильных дорог не составлет 3-х тыс.км. и плотность автотранспорта может быть удобная. В Казахстане же пока ситуация отличается. В случае, если предложение министра транспорта все же будет вынесено на обсуждение в Сенат, региональное представительство «Атамекен» намерено сначала заслушать мнение общественности, в том числе представителей транспортных компаний, и обсудить его на заседании совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции, который существует при региональной палате предпринимателей, а потом довести до сведения бизнес-омбудсмена и руководства национальной палаты, чтобы снять такие ограничения.
Оставьте комментарий:
Комментарии: