Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Казахстанский бизнес получил «иммунитет» от штрафов за НКТ, но недочеты остаются

02 Декабря 2025
206 просмотров

Бизнесу приходится сталкиваться с некоторыми трудностями и порой обивать пороги госорганов, чтобы внести данные своих товаров в НКТ.

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» провела онлайн-совещание с представителями Минфина и Минторговли, чтобы снять напряжение вокруг внедрения Национального каталога товаров (НКТ). В то время как система, которая должна навести порядок в торговом учете, затронула практически всю розницу, чиновники пошли навстречу бизнесу, пообещав отказаться от карательных мер. В совещании приняли участие свыше 300 предпринимателей со всех регионов страны.

Внедрение НКТ с 1 января 2026 года стало одной из самых горячих тем в деловом сообществе Казахстана за последнее время. Цель вроде амбициозна — создать единый, прозрачный справочник товаров, который должен заменить десятки устаревших классификаторов и стать основой для контроля за оборотом, особенно в сегменте подакцизных и регулируемых товаров.

Однако страх бизнеса о наказании все еще оставался. Поэтому новость КГД о том, что никаких административных или иных штрафов за несоблюдение требований НКТ в настоящее время не предусмотрено, бизнес несколько успокоила. Более того, госорганы заверили, что введение товаров в НКТ не коснётся магазинов у дома, поскольку за них это уже сделали импортеры, производители либо крупные супермаркеты, такие как: «Астыкжан», «Магнум», «Смолл».

По словам заместителя председателя правления НПП «Атамекен» Тимура Жаркенова, система, которая должна унифицировать учет и повысить прозрачность, затрагивает практически все операции, связанные с розничной покупкой.

Как пояснили представители госорганов, в центре внимания сейчас не карательные меры, а разъяснительная работа и активное участие бизнеса в наполнении каталога. Основная задача – обеспечить внесение карточек товаров и присвоение уникальных логистических кодов производителям и импортерам.

Новые требования к чекам и поддержка от БВУ

Одним из наиболее чувствительных изменений стало требование об указании в чеке контрольно-кассовой машины (ККМ) наименования товара строго в соответствии с НКТ.

Минфин дал разъяснения по алгоритму для малого бизнеса, не имеющего сложной интегрированной учетной системы.

«Для микро- и малого бизнеса, чтобы не покупать дорогостоящие системы, мы предложили: обновить ККМ, подключить сканер. Если товар сканируется, наименование автоматически пропишется в чеке. Если товара еще нет в НКТ, система автоматически сгенерирует временный код», – отметил Думан Кансеитов, представитель Комитета госдоходов.

На помощь предпринимателям активно приходят банки второго уровня (БВУ). Было заявлено, что Kaspi Bank и Halyk Bank уже предоставляют пост-терминалы со встроенной функцией ККМ и сканера на бесплатной основе за исключением транзакционных комиссий. Интеграцию ККМ в свои пост-терминалы до конца года также планируют завершить Freedom и Банк ЦентрКредит.

Какие «болевые точки» еще есть

Несмотря на смягчение позиции по штрафам, предприниматели через «Атамекен» озвучили ряд проблем, требующих незамедлительного решения.

Одна из них касается выставления сопроводительных накладных на товар (СНТ) и электронных счетов-фактур (ЭСФ) в условиях отсутствия национального кода. Бизнес требует официальных письменных разъяснений, чтобы избежать правовых рисков.

Также как указали участники встречи, для компаний с большим ассортиментом до 13 тыс. наименований отсутствие функции массовой отправки заявок на модерацию создает огромную трудоемкость, вынуждая отправлять каждую заявку индивидуально.

​Как отметил Денис Свирский, заместитель председателя правления ТОО «Центр электронных финансов», основные проблемы сосредоточены в трех областях.

«Остается нерешенным вопрос, как корректно выписывать ЭСФ и СНТ в переходный период, когда национальный код товара либо отсутствует, либо находится в процессе верификации. Нам необходимы четкие письменные инструкции от госорганов», – подчеркнул Свирский.

​Эксперт указал на проблему, при которой производители и импортеры теряют возможность редактировать технические характеристики или фотографии своих товаров, если данные были первично внесены или некорректно внесены другими участниками рынка.

По мнению Свирского, это искажает информацию о товаре, и приоритетное право редактирования должно быть закреплено за первоисточником.

​Для компаний с обширным ассортиментом система не предусматривает функцию массовой отправки заявок на модерацию.

 Денис Свирский назвал этот процесс колоссально трудоемким, требующим индивидуальной ручной обработки каждой заявки.

Проблем для полного внедрения НКТ пока достаточно. Большим пробелом в данной системе является отсутствие возможности указывать бренды и индивидуальные характеристики товаров, что стирает конкурентные преимущества и качественные характеристики товаров и уравнивает всех участников. Это антирыночные условия и нарушает права и интересы производителей и импортеров.

Бизнесу приходится сталкиваться с трудностями и порой обивать пороги госорганов, чтобы внести данные своих товаров в НКТ.

Но по мнению Тимура Жаркенова, бизнес не должен этого делать – важно запустить систему централизованно с комфортной доступностью для предпринимателей, чтобы это не было очередной головной болью. Поэтому важно на стадии разработки внести все имеющиеся недочеты.

НПП «Атамекен» консолидирует все вопросы и направит их в государственные органы для подготовки официальных ответов, подчеркивая необходимость усиления разъяснительной работы по всей стране, заключил Тимур Жаркенов. 

Бизнесу и госорганам предстоит еще неоднократно встречаться по данному вопросу.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры

405174