Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Проблемные вопросы в сфере земельных отношений рассмотрели на Совете по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП «Атамекен»

19 Марта 2025
720 просмотров

19 марта 2025 г. на очередном заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП «Атамекен» под председательством Каирбека Сулейменова рассмотрен вопрос о соблюдении прав предпринимателей в сфере земельных отношений.

В соответствии с поручением Главы государства Комитетом по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства осуществляются мероприятия по изъятию неиспользуемых земельных участков.

Что говорит статистика? 

За последние три года государству возращено 12,2 млн. га. Дефицит пастбищ в 2024 году по сравнению с 2023 годом снижен на 44%. Проводимая работа по изъятию незаконно выданных и неиспользуемых земельных участков позволила расширить оборот земли в производственном процессе для получения хозяйственного результата.

Вместе с тем, в отдельных регионах эта деятельность приобрела характер «кампанейщины», что не только искажает цели поручения Главы государства, но и сопряжена с нарушением закона.

Так, в Карагандинской области ТОО «REAL» для осуществления хозяйственной деятельности на законных основаниях приобрело в частную собственность земельный участок. Для реализации целевого назначения земельного участка Отдел архитектуры и градостроительства г.Караганда выдал товариществу необходимые разрешительные документы, в связи с чем товарищество инвестировало на первоначальном этапе в реализацию проекта свыше 250 млн. тенге.

«Однако, несмотря на все имеющиеся разрешения в соответствии с устным поручением заместителя акима г. Караганда строительно-монтажные работы были остановлены», - отметил предприниматель Рустам Мамедов.

Отдел архитектуры и градостроительства ранее выданные разрешительные документы отозвал, что судом и надзирающим органом признано незаконным.

Должностные лица акимата, действуя целенаправленно на лишение товарищества законно приобретенного права частной собственности на землю, внесли изменения в Проект детальной планировки города, в связи с чем объект товарищества из Проекта был исключен. В дальнейшем они инициировали в суде принудительное изъятие земельного участка. Однако, суд дважды отклонил иски о принудительном отчуждении земельного участка.

Органы прокуратуры и подразделения антикоррупционной службы мер по восстановлению нарушенных прав предпринимателя до настоящего времени не приняли. Хотя за незаконное принятие ограничительных, запретительных мер, влекущих вред правам и охраняемым законом интересам предпринимателя, установлена административная и уголовная ответственность.

Согласно Земельному кодексу и Правилам установления водоохранных зон и полос предоставление земельных участков, расположенных в пределах 500 метров от береговой линии водного объекта, осуществляется после определения границ водоохранных зон и полос и отнесено к компетенции акиматов областей.

Однако, в связи с большим числом озер и рек  выполнение в полном объеме данных функций на уровне областных акиматов становится практически не реализуемым.

Данные бюрократические препоны ограничивают включение огромного массива земельных участков в хозяйственную деятельность, а выделение участков без выполнения этих требований может быть признано не легитимным.

«Отнесение компетенции об установлении водоохранных зон и полос водных объектов только на областной уровень не только ограничивает возможность исполнительным органам районного звена самостоятельно решать вопросы местного значения, удовлетворять потребности жителей и бизнеса региона, но и тормозят процедуры государственного управления, что в итоге становится барьером для предпринимательской деятельности», - отметил спикер Женис Казиев.

Анализ показал, что основные причины нарушения законодательства, влекущих отмену решений о выделении земельных участков, связаны с обоснованностью регламентации процедур выделения земли. Применение законов выявили коллизии, которые создают условия для их нарушения, либо могут послужить причинами принятия решений, ограничивающих свободу конкуренции. 

По итогам земельной реформы 2018 года в Земельный кодекс была введена новая статья 43-1, предусматривающая особенности предоставления земельных участков для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, в соответствии с которой утверждены критерии конкурсного предложения, которые должны содержать: 1) бизнес-план с объемом инвестиций; 2) обязательства по составлению и освоению проекта внутрихозяйственного землеустройства; 3) выполнению мероприятий по развитию сельскохозяйственной инфраструктуры и исполнению требований земельного законодательства, включая правила рационального использования земель.

Вместе с тем, в Правила организации и проведения конкурса по предоставлению права аренды для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства включен всего лишь один критерий, по которому определяется победитель конкурса,- это прогнозный объем инвестиции.

Правила не соответствуют требованиям Земельного кодекса, а установленная схема отбора победителя конкурса, не учитывающая другие показатели, влечет принятие несправедливых решений и порождает условия для коррупции.

Что предлагает Совет?

По итогам обсуждения предложено Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством водных ресурсов и ирригации рассмотреть возможность внесения изменений в Водный и Земельный кодексы в части разделения компетенции между местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения (столицы) и районов, городов в области по использованию и охране водного фонда, водоснабжения и водоотведения в части установления водоохранных зон и полос в зависимости от размеров водных объектов, сочетаний категорий, условий режима, водообмена и др.

Акиму Карагандинской области устранить нарушения закона и обеспечить реализацию прав ТОО «REAL» для осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке по адресу:

г. Караганда, 15 мкр., 25/2 по строительству магазина и последующей эксплуатации этого здания.        

Прокурору Карагандинской области Совет рекомендовал дать правовую оценку действиям должностных лиц местных исполнительных органов по фактам посягательства на право частной собственности и воспрепятствование предпринимательской деятельности ТОО «REAL».

Рекомендации и материалы заседания Совет направит в Администрацию Президента и Аппарат Правительства для сведения.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры